Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 197556-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N Пр-395 (подпункт "а", пункт 1) и Правительства Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N ИШ-П13-1478 (пункт 1) о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих возможность уменьшения суммы банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту, обеспечением которого она является.
В настоящее время предусмотренный положениями статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" механизм работы с банковскими гарантиями не позволяет изменить размер обязательств банка по ранее выданной банковской гарантии, даже если обеспечиваемые банковской гарантией обязательства поставщика частично исполнены (например, в случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения и ряд этапов выполнен).
Реализация механизма, предусмотренного законопроектом, позволит:
в случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, сократить обязательные резервы банка по мере освобождения его от обязательств по банковской гарантии, что повлечет снижение вознаграждения банка по предоставленной банковской гарантии, а также позволит высвободить поставщикам (подрядчикам, исполнителям) дополнительные финансовые ресурсы и направить их на развитие хозяйственной деятельности;
в случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, денежные средства, которые возвращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), также могут быть использованы поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для дальнейшей хозяйственной деятельности.
Законопроектом предусмотрено, что размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, до полного исполнения такого контракта при условии отсутствия предъявленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и (или) о возврате аванса.
При этом, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) денежные средства возвращаются ему заказчиком в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта.
В целях обеспечения исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по предоставленному авансу законопроектом предусмотрено, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта будет производиться только после завершения расчетов по предоставленному в ходе исполнения контракта авансу в полном объеме.
Ввиду особенностей применения изложенного в законопроекте механизма нормы законопроекта предлагается распространить на контракты (договоры), предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг и условиями которых предусмотрены этапы (периоды) исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что риски неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта на оказание услуг, выполнение работ (даже при наличии этапности исполнения контракта) очень высоки, поскольку результат работ (услуг) по контракту создается на завершающих стадиях его исполнения.
В связи с этим предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению перечня случаев, на которые предусмотренный законопроектом механизм уменьшения размера обеспечения исполнения контракта не распространяется.
Положения законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)" потребует изменения (принятия) следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части доведения до банка информации об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта.
Срок подготовки: ноябрь 2017 г., ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" в части внесения информации об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта и информации о замене способа обеспечения исполнения контракта.
Срок подготовки: ноябрь 2017 г., ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации;
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об определении случаев, в которых в контракт не включается условие об уменьшении в соответствии с частью 7.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размера обеспечения исполнения контракта".
Срок подготовки: ноябрь 2017 г., ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации;
4) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 (в части установления порядка определения размера пени за просрочку исполнения обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, предусмотренном частью 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 29" следует читать "частью 29 статьи 34"
Срок подготовки: ноябрь 2017 г., ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 126н "О порядке формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий" в части доведения до банка информации об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта по банковской гарантии.
Срок подготовки: ноябрь 2017 г., ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации;
5) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н "О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками" в части внесения информации об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта.
Срок подготовки: ноябрь 2017 г., ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.