Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2017 год в сфере социального развития
1. В соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" устанавливается, что в 2017 году оклады денежного содержания федеральных государственных служащих, военнослужащих, должностные оклады судей, размер стипендиального фонда для обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования, размер материнского (семейного) капитала, размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, иные социальные выплаты пособия и компенсации не индексируются.
Проектами федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций" предусматривается с 1 января 2018 года установить единый порядок индексации выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан - один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством Российской Федерации в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусматривается положение, в соответствии с которым общая сумма материального обеспечения пенсионера должна быть не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
2. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) предлагается увеличить с 1 июля 2017 года на 4,0%. Соответствующим проектом федерального закона предусматривается установить МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц.
3. Индексация в 2017-2019 годах с 1 февраля на планируемый уровень инфляции за предшествующий год страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан: в 2017 году - на 5,8%, в 2018 году - на 4,0%, в 2019 году - на 4,0%.
4. Индексация в 2017-2019 годах с 1 сентября на планируемый уровень инфляции за предшествующий год стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов: в 2017 году - на 5,8%, в 2018 году - на 4,0%, в 2019 году - на 4,0%.
5. Индексация в 2017-2019 годах с 1 апреля социальных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации на прогнозный показатель роста прожиточного минимума пенсионера: в 2017 году - на 2,6%, в 2018 году - на 4,5%, в 2019 году - на 9,6%.
6. Повышение в 2017-2019 годах с 1 февраля пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции: в 2017 году - на 4,0%, в 2018 году - на 4,0%, в 2019 году - на 4,0%.
7. Проектом "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусматривается:
тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на период до 2020 года для основной массы плательщиков сохранить на текущем уровне в размере 30,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, и неперсонифицированного тарифа в размере 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
введение для физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам (самозанятые граждане), и не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможности добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, а также освобождением указанных граждан от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31 декабря 2018 года;
установить для налогоплательщиков, применяющим патентную систему налогообложения, возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по аналогии с плательщиками, применяющими единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения.
8. Статьей 8 законопроекта определяются особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения.
Указанной статьей установлены положения, определяющие размеры выплат, ежегодное установление которых в федеральном законе о федеральном бюджете обусловлено требованиями соответствующих законодательных актов Российской Федерации, а также в целях реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрена норма о распределении бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на 2017-2019 годы в соответствии с приложениями 31 и 32 к законопроекту.
Частью 5 указанной статьи устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на 2017 год в размере 8 540,0 рубля, что составляет 97,0 процента от размера, установленного на 2016 год.
Расходы федерального бюджета в 2017-2019 годах в разрезе государственных программ
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28 октября 2016 года, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" является ответственным за рассмотрение следующих государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм): "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда" на 2011-2020 годы", "Содействие занятости населения".
На основе анализа материалов законопроекта комитет отмечает, что бюджетные ассигнования на реализацию основных мероприятий, включенных в госпрограммы в качестве публичных нормативных обязательств, предусмотрены в объеме, рассчитанном в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, а также планируемыми изменениями в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
В проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в разрезе подпрограмм.
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год (показатели проекта изменений) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
к пред. году, % |
к пред. году, % |
к пред. году, % |
|||||
1 |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
1 179 844,3 |
1 333 872,9 |
113,1 |
1 375 619,9 |
103,1 |
1 347 387,9 |
97,9 |
в том числе: |
|
||||||
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
742 620,0 |
866 719,8 |
116,7 |
893 980,0 |
103,1 |
904 148,6 |
101,1 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
537,1 |
347,9 |
64,8 |
348,8 |
100,2 |
333,6 |
95,6 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
430 876,1 |
462 909,5 |
107,4 |
477 140,7 |
103,1 |
438 900,0 |
92,0 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
437,3 |
411,6 |
94,1 |
398,7 |
96,9 |
390,2 |
97,9 |
Подпрограмма "Старшее поколение" |
5 150,2 |
3 461,7 |
67,2 |
3 729,6 |
107,7 |
3 593,6 |
96,4 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" |
223,7 |
22,4 |
10,0 |
22,1 |
98,5 |
22,1 |
99,8 |
Законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 154,0 млрд. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 41,7 млрд. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года уменьшены на 28,2 млрд. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров финансового обеспечения госпрограммы по сравнению с предыдущим годом оказало увеличение объема бюджетных ассигнований на:
выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с ростом численности получателей и увеличением размеров выплат в 2017 году на 66,2 млрд. рублей, в 2018 году - на 2, 9 млрд. рублей, в 2019 году - на 4,2 млрд. рублей;
оказание мер государственной поддержки инвалидам в связи с увеличением размеров выплат в 2017 году на 28,5 млрд. рублей, в 2018 году - на 11,7 млрд. рублей, в 2019 году - на 11,9 млрд. рублей;
предоставление материнского (семейного) капитала с учетом увеличения прогнозной численности получателей материнского (семейного) капитала в 2017 году на 25,9 млрд. рублей, в 2018 году - на 14,5 млрд. рублей, уменьшение в 2019 году на 38,1 млрд. рублей с учетом сокращения численности получателей, обусловленного завершением выдачи сертификатов на материнский (семейный) капитал после 31 декабря 2018 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
предоставление межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков в 2017 году в сумме 15,1 млрд. рублей, в 2018 году - в сумме 14,6 млрд. рублей в 2019 году в сумме - 1,2 млрд. рублей;
предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в объеме 4,0 млрд. рублей ежегодно.
1.1. Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".
По подпрограмме не предусмотрены бюджетные ассигнования на основные мероприятия:
"Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта";
"Совершенствование законодательства в области предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и системы социального страхования";
"Создание единой информационной базы данных лиц, получивших средства федерального бюджета на улучшение жилищных условий".
1.2. Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения".
По подпрограмме бюджетные ассигнования уменьшены по отношению к 2016 году на 189,2 млн. рублей.
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основные мероприятия:
"Распространение положительного опыта субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения";
"Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения";
"Совершенствование системы оплаты труда социальных работников";
"Оказание финансовой поддержки бюджетам субъектам Российской Федерации на осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания";
"Совершенствование системы социального обслуживания граждан".
1.3. Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей".
По подпрограмме бюджетные ассигнования на основное мероприятия "Оказание поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" запланированы только на 2017 год в объеме 855,0 млн. рублей.
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основные мероприятия:
"Оказание поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей";
"Совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей".
1.4. Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
По подпрограмме бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Оказание государственной поддержки общественным и иным некоммерческим организациям" уменьшены по отношению к уровню предыдущего года: в 2017 году - на 25,4 млн. рублей, или на 6,0%, в 2018 году - на 12,7 млн. рублей, или на 3,3%, в 2019 году - 8,5 на млн. рублей, или на 2,2%.
1.5. Подпрограмма "Старшее поколение".
По подпрограмме бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки пенсионерам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по отношению к уровню предыдущего года: в 2017 году уменьшены на 688,5 на млн. рублей, или на 16,6%, в 2018 году увеличены на 267,9 млн. рублей, или на 7,7%, в 2019 году уменьшены на 136,0 на млн. рублей, или на 3,6%.
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам".
1.6. Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан".
По подпрограмме бюджетные ассигнования на 2017-2019 годы уменьшены по отношению к уровню 2016 года на основные мероприятия:
"Научно-методическое и материальное обеспечение государственной политики в сфере социальной поддержки населения" в 9,2 раза;
"Развитие международного сотрудничества в сфере социальной поддержки граждан" почти в 9 раз.
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации".
2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы"
В проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в разрезе подпрограмм:
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год (показатели проекта изменений) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
к пред. году, % |
к пред. году, % |
к пред. году, % |
|||||
1 |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
37 038,7 |
43 871,4 |
118,4 |
42 005,6 |
95,7 |
41 782,7 |
99,5 |
в том числе: |
|
||||||
Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
2 950,2 |
2 785,1 |
94,4 |
1 567,8 |
56,3 |
1 463,9 |
93,4 |
Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
22 968,5 |
28 719,8 |
125,0 |
28 707,3 |
100,0 |
28 697,8 |
100,0 |
Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы" |
11 120,0 |
12 366,4 |
111,2 |
11 730,6 |
94,9 |
11 620,9 |
99,1 |
Законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 6,83 млрд. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года уменьшены на 1,86 млрд. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года уменьшены на 223,0 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику финансового обеспечения госпрограммы по сравнению с предыдущим годом оказало увеличение объема бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Предоставление государственных гарантий инвалидам" в 2017 году в объеме 5,65 млрд. рублей и уменьшение объема бюджетных ассигнований на основное мероприятие "Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" в 2018 году на 1,12 млрд. рублей.
2.1. Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
По подпрограмме бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Обеспечение информационной доступности для инвалидов" по отношению к уровню предыдущего года уменьшены на 2017 год на 138,4 млн. рублей, или на 24,6%, на 2018 год - на 89,8 млн. рублей, или на 21,2%, на 2019 год - на 35,5 млн. рублей, или на 10,6%.
2.2. Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".
По подпрограмме уменьшены бюджетные ассигнования на основные мероприятия:
"Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" - на 2017-2019 годы по отношению к уровню 2016 года на сумму около 50,0 млн. рублей, или почти в 2 раза;
"Повышение квалификации специалистов в сфере реабилитации и абилитации инвалидов" - на 2017 год по отношению к уровню 2016 года на 140,8 млн. рублей, или в 8,8 раз, на 2018 год по отношению к уровню 2017 года на 4,5 млн. рублей, или на 24,3%, на 019 год по отношению к уровню 2018 года на 1,8 млн. рублей, или на 12,4%;
"Оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям" - на 2017-2019 годы по отношению к уровню 2016 года на 168,1 млн. рублей, или на 7,5%;
"Реализация мероприятий, направленных на формирование современной отечественной отрасли производства товаров для инвалидов, в том числе средств реабилитации" на 2017-2019 годы по отношению к уровню 2016 года на 4,0 млн. рублей, или в 2,2 раза.
2.3. Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы".
По подпрограмме уменьшены бюджетные ассигнования на основные мероприятия:
"Совершенствование организации и проведения медико-социальной экспертизы" - на 2017 год по отношению к уровню 2016 года на 2,2 млн. рублей, или на 9,6%, на 2018 год по отношению к уровню 2017 года на 10,5 млн. рублей, или на 50,9%, на 2019 год по отношению к уровню 2018 года на 0,9 млн. рублей, или на 8,9%;
"Повышение квалификации специалистов учреждений медико-социальной экспертизы" - на 2017 год по отношению к уровню 2016 года на 10,2 млн. рублей, или на 11,6%, на 2018-2019 годы по отношению к уровню 2017 года на 62,5 млн. рублей, или на 80,6%;
"Укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы" - на 2017 год по отношению к уровню 2016 года на 213 млн. рублей, или на 51,6%, на 2018-2019 годы бюджетные ассигнования не предусмотрены;
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Организация и проведение пилотных проектов в субъектах Российской Федерации".
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
В проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в разрезе подпрограмм:
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год (показатели проекта изменений) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
к пред. году, % |
к пред. году, % |
к пред. году, % |
|||||
1 |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
73 506,9 |
51 905,0 |
70,6 |
46 429,7 |
89,5 |
46 910,0 |
101,0 |
в том числе: |
|
||||||
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
41 580,3 |
48 057,8 |
115,6 |
43 150,4 |
89,8 |
43 561,2 |
101,0 |
Подпрограмма "Внешняя трудовая миграция" |
26 265,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
3 259,5 |
3 847,2 |
118,0 |
3 279,3 |
85,2 |
3 348,8 |
102,1 |
Подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" |
2 401,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы уменьшены в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года на 21,7 млрд. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 5,4 млрд. рублей, увеличены в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года на 480,3 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику финансового обеспечения госпрограммы по сравнению с предыдущим годом оказало:
увеличение бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат безработным гражданам в 2017 году на 5,9 млрд. рублей;
исключение с 2017 года из состава государственной программы мероприятий подпрограмм "Внешняя трудовая миграция" и "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
3.1. Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан".
По подпрограмме бюджетные ассигнования уменьшены на основное мероприятие "Реализация мероприятий активной политики занятости населения" на 2017-2019 годы по отношению к уровню 2016 года на 95,1 млн. рублей, или на 54,7%.
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основные мероприятия:
"Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере занятости населения";
"Регулирование труда в части привлечения иностранной рабочей силы".
3.2. Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда".
По подпрограмме не предусмотрены бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Содействие увеличению размера реальной заработной платы":
Замечания и предложения
1. В проекте паспорта каждой из госпрограмм запланированы основные мероприятия, по части из которых в представленном проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы бюджетные ассигнования не предусмотрены.
По госпрограмме "Социальная поддержка граждан" финансированием не обеспечены 13 мероприятий из 50 запланированных (26,0%), по госпрограмме "Доступная среда" на 2012-2020 годы - 1 мероприятие из 16 запланированных (6,2%), по госпрограмме "Содействие занятости населения" - 3 мероприятия из 11 запланированных (27,2%).
В связи с чем, комитет обращает внимание на недостаточно качественную подготовку государственных программ и их утверждение Правительством Российской Федерации.
2. По подпрограмме "Старшее поколение" госпрограммы "Социальная поддержка граждан" на 2017-2019 годы не предусмотрены бюджетные ассигнования на основное мероприятие "Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам", в соответствии с которым на протяжении многих лет из федерального бюджета предоставлялись межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в объеме 1,0 млрд. рублей ежегодно на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимися получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, - в связи с окончанием реализации указанных мероприятий.
Комитет полагает такое решение в текущих условиях несвоевременным, и считает необходимым восстановить на 2017-2019 годы финансирование указанного мероприятия в прежнем объеме.
3. По основному мероприятию "Реализация мероприятий, направленных на формирование современной отечественной отрасли производства товаров для инвалидов, в том числе средств реабилитации" госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2020 годы" бюджетные ассигнования на 2017-2019 годы предусмотрены в объеме 4,0 млн. рублей ежегодно, с уменьшением по отношению к уровню 2016 года в 2,2 раза.
Такой подход к решению названной задачи не отвечает целям государственной политики по вопросам импортозамещения, "консервирует" на долгий период технологическую отсталость отечественной отрасли производства средств реабилитации инвалидов.
4. Запланированное на 2017 год увеличение МРОТ на 4,0 процента, тем более в условиях текущей ситуации в экономике и на рынке труда, комитет считает недостаточным.
Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации при подготовке проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и "О минимальном размере оплаты труда" ко второму чтению, предусмотреть увеличение МРОТ в 2017 году на прогнозируемый уровень инфляции за 2016 год, и представить конкретные предложения поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
5. При определении объема бюджетных ассигнований на социальные выплаты безработным гражданам на 2017-2019 годы по-прежнему учитывались установленные Правительством Российской Федерации размеры минимальной и максимальной величин пособий по безработице, - 850 и 4 900 рублей соответственно, которые не меняются с 2009 года.
При этом, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов ожидается, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в среднем на душу населения в 2017 году по отношению к 2009 году возрастет в 2,1 раза.
Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость увеличения минимальной и максимальной величин пособия по безработице в связи с существенным ростом прожиточного минимума трудоспособного населения.
6. Комитет обращает внимание на снижение по сравнению с уровнем 2016 года предусмотренных законопроектом расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Комитет считает необходимым предусмотреть бюджетные ассигнования на указанные цели не ниже объемов, установленных на 2016 год.
7. Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость законодательного урегулирования проблемы обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
8. Комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования на оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям до уровня, установленного на 2016 год.
9. Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации проанализировать практику установления прожиточного минимума для соответствующих категорий населения в субъектах Российской Федерации, и пересмотреть методику определения прожиточного минимума.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов считает необходимым в дальнейшей работе над законопроектом учесть изложенные в настоящем заключении замечания и предложения.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.