Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.
Комитет отмечает, что Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из ориентиров и приоритетов социально-экономического развития страны на современном этапе.
Законопроектом предлагается утвердить на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов общий объем бюджетных ассигнований, ведомственную структуру расходов федерального бюджета, а также распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета.
Разработчики Законопроекта исходят из того, что адаптационный период российской экономики, вызванный резким изменением внешнеэкономической и политической конъюнктуры в 2014 году, в целом завершен. Авторы считают, что благодаря накопленным в докризисные годы резервам, проведению ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики, а также своевременной реализации пакета антикризисных мер удалось сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста.
В качестве факторов, способных оказать стимулирующее воздействие на экономический рост, отмечаются адаптация российской экономики к ограничениям импорта товаров, развитие импортозамещения, снижение издержек, высвобождение неэффективного капитала и повышение конкурентоспособности отечественной продукции вследствие существенной девальвации рубля. В связи с чем, авторы Законопроекта прогнозируют темп роста ВВП в 2017 году - до 0,6%, в 2018 году - до 1,7%, а в 2019 году - до 2,1%.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на то обстоятельство, что авторы Законопроекта пересмотрели оценки макроэкономических параметров российской экономики в сторону их ухудшения по сравнению с параметрами прогноза, который был заложен в основу формирования федерального бюджета на текущий год, утвержденного Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Основные характеристики представленного проекта федерального бюджета свидетельствуют об ожидаемом в 2017 - 2018 годах росте доходов в номинальном выражении: в 2017 году - 15,5% ВВП (13487,6 млрд. рублей), в 2018 году - 15,2% ВВП (14028,5 млрд. рублей) и в 2019 году - 15,0% ВВП (14844,8 млрд. рублей).
При этом Комитет отмечает, что прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета включает и поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
Законопроектом предполагается зачислять в федеральный бюджет акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин и дизельное топливо, производимые на территории Российской Федерации, с 1 января 2017 года в размере 38,3%, в 2018 году - 42,6% и в 2019 году - 39,8%.
С 1 января 2017 года планируется сохранить ставку акциза на автомобильный бензин 5 класса на уровне 2016 года - 10130 рублей за тонну, на дизельное топливо - увеличить с 5293 до 6800 рублей за тонну, на прямогонный бензин сохранить ставку акциза на уровне 2016 года - 13100 рублей за тонну. На плановый период предполагается установить ставку акциза на автомобильный бензин 5 класса в размере 10535 рублей за тонну в 2018 году и 10957 рублей за тонну в 2019 году, на дизельное топливо - 7072 рублей за тонну в 2018 году и 7355 рублей за тонну в 2019 году, на прямогонный бензин - 13100 рублей за тонну на весь период.
Относительную сбалансированность федерального бюджета планируется обеспечить за счет снижения его расходной части. Так, в 2017 году расходы запланированы на уровне 18,7% ВВП (16240,8 млрд. рублей), в 2018 году - на уровне 17,4% ВВП (16039,7 млрд. рублей) и в 2019 году - на уровне 16,2% ВВП (15987,0 млрд. рублей).
Вместе с тем следует отметить, что предпринимаемые меры по оптимизации расходных обязательств федерального бюджета не привели к положительному результату и поэтому федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов остается дефицитным. Так, в 2017 году дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 3,2% ВВП (2753,2 млрд. рублей), в 2018 году - 2,2% ВВП (2011,2 млрд. рублей) и в 2019 году - 1,2% ВВП (1142,2 млрд. рублей).
В данной связи следует учитывать, что дефицит бюджета - явление объективное, требующее соответствующих методов управления и прежде всего в области бюджетного прогнозирования, в том числе с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов.
Анализ расходов по подразделу 08 "Транспорт" раздела 04 "Национальная экономика" свидетельствует о том, что по сравнению с текущим финансовым годом (287779,0 млн. рублей или 1,8% от общего объема расходов средств федерального бюджета) расходы на содержание и развитие транспортного комплекса страны будут последовательно сокращаться: в 2017 году - 248895,7 млн. рублей (1,5% от общего объема расходов), в 2018 году - 218480,9 млн. рублей (1,4% от общего объема расходов) и в 2019 году - 153905,1 млн. рублей (1,0% от общего объема расходов).
Финансирование подраздела 09 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" раздела 04 "Национальная экономика" выгодно отличается от финансирования подраздела 0408 и предусматривает выделение бюджетных средств из расчета: в 2017 году - 660473,2 млн. рублей (4,1% от общего объема расходов), в 2018 году - 701049,0 млн. рублей (4,4% от общего объема расходов) и в 2019 году - 654447,7 млн. рублей (4,1% от общего объема расходов).
В контексте финансирования государственных программ Законопроектом предполагается выделить на финансирование Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" в 2017 году - 800598,7 млн. рублей (99,3% от общего объема средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования программных мероприятий в 2016 году), в 2018 году - 814377,7 млн. рублей (101,7% от общего объема финансирования в предыдущем году) и в 2019 году - 749498,5 млн. рублей (92,0% от общего объема финансирования в предыдущем году). Финансовое обеспечение программных мероприятий предполагает:
подпрограмма "Магистральный железнодорожный транспорт" - сокращение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 3164,9 млн. рублей, в 2018 году - на 8468,2 млн. рублей и в 2019 году - на 7211,4 млн. рублей;
подпрограмма "Дорожное хозяйство" - сокращение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 2776,1 млн. рублей, увеличение в 2018 году на 54210,9 млн. рублей и сокращение в 2019 году на 19275,1 млн. рублей;
подпрограмма "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" - сокращение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 1093,2 млн. рублей, увеличение в 2018 году на 5535,1 млн. рублей и сокращение в 2019 году на 10199,1 млн. рублей;
подпрограмма "Морской и речной транспорт" - увеличение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 6970,3 млн. рублей, сокращение в 2018 году на 7008,4 млн. рублей и сокращение в 2019 году на 2,8 млн. рублей;
подпрограмма "Надзор в сфере транспорта" - сокращение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 61,2 млн. рублей, в 2018 году - на 32,3 млн. рублей и в 2019 году - на 21,6 млн. рублей;
подпрограмма "Обеспечение реализации программ, включая развитие транспортной инфраструктуры" - сокращение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 27030,0 млн. рублей, в 2018 году - на 10402,3 млн. рублей и в 2019 году - на 566,3 млн. рублей;
подпрограмма "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте" - сокращение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом на 380,9 млн. рублей, в 2018 и 2019 годах - финансирование не предусмотрено.
Параметры ресурсного обеспечения Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" предусматривают увеличение бюджетных ассигнований в 2017 году по сравнению с предыдущим годом на 22230,7 млн. рублей и сокращение в 2018 году - на 19746,7 млн. рублей, а в 2019 году - на 27602,9 млн. рублей.
Также следует учитывать, что согласно Законопроекту в общем объеме расходов средств федерального бюджета доля раздела 04 "Национальная экономика" в 2017 году по сравнению с текущим финансовым годом (13,2%) увеличится и составит 14,3%, в 2018 году - 14,7% и в 2019 году - 13,6%.
В данной связи Комитет отмечает, что на изменение расходов по разделу 04 "Национальная экономика" предусматривает увеличение по сравнению с предыдущим годом объема бюджетных ассигнований, выделяемых на:
- взнос в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" в 2018 году на 11502,6 млн. рублей;
- расходы, связанные с приведением дорог общего пользования федерального значения к нормативным значениям, рассчитываемым по установленным Правительством Российской Федерации нормативам финансовых затрат, в 2017 году - на 33985,8 млн. рублей, в 2018 году - на 47560,7 млн. рублей и в 2019 году на 4832,0 млн. рублей;
- строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального значения в 2017 году - на 22059,4 млн. рублей, в 2018 году - на 8869,5 млн. рублей и в 2019 году - на 10284,2 млн. рублей;
- развитие дорожного хозяйства в Республике Крым и г.Севастополе, в том числе на строительство автомобильной дороги "Таврида" в 2017 году - на 20624,7 млн. рублей, в 2018 году - на 14731,7 млн. рублей;
- обеспечение нормативного содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 1295 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений" в 2017 году - на 6970,4 млн. рублей;
- предоставление межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе на реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", в 2017 году - на 40000,0 млн. рублей, в 2018 году - на 7903,8 млн. рублей и в 2019 году - уменьшение на 24 382,6 млн. рублей;
- предоставление межбюджетного трансферта на проведение мероприятий по восстановлению автомобильных дорог и мостов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в 2016 году на территории Приморского края и Магаданской области в 2017 году - на 1700,8 млн. рублей.
Законопроектом изменение расходов по разделу 04 "Национальная экономика" одновременно с увеличением предусматривает и сокращение по сравнению с предыдущим годом объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на:
- предоставление межбюджетного трансферта на развитие транспортной инфраструктуры г.Москвы в связи с прекращением действия программы предоставления указанных трансфертов в 2017 году - на 27539,0 млн. рублей и в 2018 году - на 10000 млн. рублей;
- подготовку аэродромной инфраструктуры к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года в связи с графиком финансирования мероприятий в 2017 году - на 5018,9 млн. рублей, в 2018 году - на 4776,8 млн. рублей и в 2019 году - на 15141,4 млн. рублей;
- реализацию мероприятий по подготовке объектов дорожного хозяйства к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года в связи с завершением реализации указанных мероприятий в 2018 году - на 8506,1 млн. рублей;
- строительство транспортного перехода через Керченский пролив в соответствии с условиями государственного контракта на выполнение работ по проектированию и строительству моста в 2017 году - на 4415,0 млн. рублей, в 2018 году - на 18432,8 млн. рублей и в 2019 году - на 28 481,6 млн. рублей;
- обеспечение нормативного содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 1295 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений" в 2018 году - на 7008,5 млн. рублей.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству, поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.