Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28.10.2016 года (выписка из протокола N 7 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2017 год, а также на плановый период 2018-2019 годов, основанные на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также на государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.
В данном законопроекте осуществлен возврат к трехлетнему бюджетному планированию, что уже само по себе будет способствовать снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики.
В 2017 году по-прежнему будет существовать ряд макроэкономических рисков, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и соответственно бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким рискам относятся возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов. Сохраняющиеся риски могут проявиться в замедлении экономического развития, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом того, что в 2017 году планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса рассматриваемым проектом федерального закона предлагается утвердить дефицит федерального бюджета на 2017 год.
Вместе с тем одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Несмотря на то, что объективная сложность текущей ситуации порождает особые требования к условиям и процедурам формирования и исполнения федерального бюджета, законопроект направлен на реализацию заявленных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетов.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, направленных на решение неотложных задач экономического и социального развития страны.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов
Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 86 трлн. 806,0 млрд. рублей (в 2016 году - 78 трлн. 673,0 млрд. рублей в 2015 году - 77 трлн. 498,0 млрд. рублей, в 2014 году - 71 493,0 млрд. рублей, в 2013 - 66 515,0 млрд. рублей, в 2012 - 60 590,0 млрд. рублей) и уровень инфляции, не превышающий 4 процентов (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) (на 2016 год запланировано 6, 4 процента, в 2015 году планировалось - 5,5 процентов, реально - больше 12 процентов, в 2014 году - 5,0 процентов, в 2013 году - 5,5 процентов, в 2012 год - 6,0 процентов);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13 трлн. 487 млрд. 566 млн. 771,6 тыс. рублей (в проекте бюджета 2016 года прогнозировалось 13 трлн. 738 млрд. 468 млн. 671,8 тыс. рублей, в проекте бюджета 2015 года - 15 трлн. 082 млрд. 360 млн. 651,0 тыс. рублей, в проекте бюджета 2014 - 14 238 774 490,0 тыс. рублей, в проекте бюджета 2013 - 12 865 925 621,0 тыс. рублей, в 2012 - 12 677 006 842,0 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 трлн. 240 млрд. 809 млн. 139,5 тыс. рублей (на 2016 год прогнозировалось 16 трлн. 098 млрд. 658 млн. 671,8 тыс. рублей, на 2015 год - 15 трлн. 513 млрд. 079 млн. 294,0 тыс. рублей, на 2014 - 13 960 133 315,8 тыс. рублей, на 2013 - 13 387 340 174,7 тыс. рублей, на 2012 - 12 745 151 261,1 тыс. рублей);
4) дефицит федерального бюджета составит 2 трлн. 753 млрд. 242 млн. 367,9 тыс. рублей (3% ВВП). (прогноз на 2016 год - 2 трлн. 360 млрд. 190 млн. 000,0 тыс. рублей).
Таким образом, можно отметить рост ряда показателей в сравнении с проектными показателями прошлых лет: вырастут доходы, расходы, ВВП. Размер дефицита планируется уменьшить в сравнении с 2016 годом до 4%. Тот же размер инфляции запланирован на 2018 и 2019 годы.
В 2018-2019 годах ожидается увеличение объема ВВП, увеличение доходов и последовательное уменьшение расходов федерального бюджета, что приведет к сокращению его дефицита (до 2 и 1 трлн. руб. соответственно).
Законопроектом устанавливается нормативная величина Резервного фонда в сумме 6 трлн. 076 млрд. 420 млн. 000,0 тыс. рублей (на 2016 год было запланировано 5 трлн. 507 млрд. 110 млн. 000,0 тыс. рублей, на 2015 год - 5 трлн. 424 млрд. 860 млн. 000,0 тыс. рублей).
В 2018-2019 годах величина Резервного фонда должна быть увеличена, согласно законопроекту.
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Среди мер, направленных на обеспечение устойчивости бюджетной системы, следует отметить разработку долгосрочного бюджетного прогноза, трехлетнее бюджетное планирование, обязательное наличие условно-утвержденных расходов в плановом периоде, а также меры по снижению зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
III. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Расходы федерального бюджета в 2017 году, направляемые на государственную поддержку семей и детей
1. Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" отмечается некоторое увеличение указанных ассигнований, (семейно-детского бюджета).
Общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона, составляют:
на 2017 год - 505 млрд. 916 млн. 179,5 тыс. руб., (0,58% ВВП)
на 2018 год - 522 млрд. 314 млн. 999,8 тыс. руб.,
на 2019 год - 480 млрд. 953 млн. 593,7 тыс. руб.
(на 2016 год - 480 млрд. 146 млн. 859,6 тыс. руб (0,61% ВВП).
Из них на реализацию мероприятий, связанных с поддержкой семьи и детей и относящихся к государственной программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено:
на 2017 год - 465 млрд. 938 млн. 972,7 тыс. руб.,
на 2018 год - 480 млрд. 519 млн. 679,8 тыс. руб.,
на 2019 год - 442 млрд. 651 млн. 373,5 тыс. руб.
(на 2016 год - 434 млрд. 442 млн. 264,7 тыс. руб.).
2. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований (465 млрд. 938 млн. 972,7 тыс. руб.) по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей") существенно снижены (постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" на реализацию подпрограммы ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" запланировано на 2017 год 527 млрд. 181 млн. 392,3 тыс. рублей.)
3. Основное увеличение расходов на "социальную сферу" в 2014-2015 годах произошло за счет увеличения бюджетных ассигнований на предоставление материнского (семейного) капитала в силу индексации установленного размера материнского (семейного) капитала - в 2015 году на 44 млрд. 450 млн. рублей. В 2016 году отмечалось уменьшение бюджетных ассигнований на трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала. На эти цели в законопроекте запланированы ассигнования в размере 304 млрд. 250 млн. руб.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Предоставление материнского (семейного) капитала" по сравнению с предыдущим годом:
в 2017 году увеличены на 25 948,6 млн. рублей (330 207 049,3)
в 2018 году увеличены на 14 524,7 млн. рублей (344 731 719,3)
в 2019 году уменьшены на 38 184,4 млн. рублей (306 547 314,1) с учетом уточнения прогнозной численности получателей материнского (семейного) капитала, завершением выдачи сертификатов на материнский (семейный) капитал после 31 декабря 2018 года в соответствии с законодательством Российской Федерации Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на указанные цели определен, исходя из сохранения размера материнского (семейного) капитала на уровне 2015 и 2016 года (453 026,0 рублей).
Размер материнского (семейного) капитала вновь предлагается не индексировать (статья 8 законопроекта). На рассмотрении в Государственной думе находится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменений порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", содержащий соответствующее положение. Таким образом, в случае принятия указанных норм, МСК останется в прежнем размере третий год подряд.
IV. Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2017 году на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики (в сравнении с 2014-2016 г.), млрд. руб.
1. Для наглядности и удобства анализа динамики расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную Таблицу 1.
В таблице представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица 1
Виды расходов |
2014 г.
Проект бюджета 2014 и 2015-2016 |
2015 г.
Проект бюджета 2015 и 2016-2017 |
2016 г.
Проект бюджета 2016 |
2017 г.
Проект бюджета 2017 и 2018-2019 |
Прирост (сокращение) 2017 г. к 2016 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
7,45 |
3,21 |
4,33 |
2,14 |
-2,19 За счет перенаправления средств на мероприятие "Поддержка мероприятий в субъектах Российской Федерации в сфере охраны здоровья матери и ребенка (софинансирование кап. строительства) |
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" |
7,45 |
3,21 |
4,33 |
2,14 |
-2,19 |
Основное мероприятие "Развитие специализированной медицинской помощи детям" |
7,45 |
3,21 |
4,33 |
2,14 |
-2,19 |
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы |
4,88 |
4,56 |
8,02 |
12,62 |
+4,60 |
Подпрограмма "Содействие развитию дошкольного и общего образования" |
|
|
1,3 |
1,63 |
+0,33 Новое название подпрограммы |
Основное мероприятие: "Содействие развитию дошкольного образования" |
|
|
0,24 |
0,23 |
|
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
|
|
7,5 |
11,22 |
+3,72 Новое название подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" |
3,88 |
3,58
3,58 |
См. подпрограммы "Содействие развитию дошкольного и общего образования" и "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" - - - - - - - - - - 2,99 |
См. подпрограммы "Содействие развитию дошкольного и общего образования" и "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
- - - - - - - - - - |
Дошкольное образование (целевая статья расходов) 07 01 (приложение 15) |
|
|
4,850
Реально 6.600 |
2,813 |
-2,04
реально - 2,6 разница с законом с учетом изменений
В связи с уменьшением ассигнований по Крыму |
1. Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (дошкольное образование, школы, школы-интернаты, детские дома) |
0,77 |
0,82 |
0,93 |
1,59 |
+0,66 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан " |
425,66 |
504,74 |
434,44 |
465,93 |
+31,49 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
425,21 |
473,54 |
431,80 |
462,91 |
+31,85 |
1. Субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (млрд. руб.) |
4,37
(4,6 ранее) |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
4,6 - в антикризисном плане на 2016 год |
- - - - - - - - - - - - - |
- - - - - - - - - |
Основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" |
|
|
15,74 |
16,63 |
+0,89 |
2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений) |
6,22 |
6,9 |
6,62
Реально 6,90 |
6,90 |
0,0 |
3. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
7,76 |
7,83 |
7,66 |
8,39 |
+0,73 |
4. Субвенции бюджетам субъектов на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Межбюджетные трансферты) В том числе: |
64,03 |
69,6 |
75,16 |
79,60 |
+3,71 Увеличение объема субвенции в 2017 году по сравнению с 2016 годом связано с индексацией размеров пособий и уточнением численности получателей. |
- пособие по беременности и родам; |
|
|
0,011 |
0,006 |
+0,003 |
-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; |
|
|
|
0,014 |
|
- единовременное пособие при рождении ребенка; |
|
|
|
0,001 |
|
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком (Ранее считалось раздельно, теперь из бюджета НЕВОЗМОЖНО вычленить, сколько направляется на каждый вид пособия, данные на 2017 год - из СДБ Минфина России). |
|
|
|
0,004 |
|
5. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1,56 |
1,35
1,69 |
1,18 |
1,34 |
+0,16 |
10. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, (Чернобыль+"Маяк"и Теча) |
2,65 |
2,16 |
2,41 |
0,643 (642+1) В связи с принципом адресности и положениями ФЗ N 388-ФЗ сокращена численность получателей |
-1, 77 На 2018 и 2019 год сумм нет в связи с изменением механизма финансирования и переходом полномочий органам субъектов Российской Федерации с 2018 (10 03) |
14. Трансферты Фонду социального страхования на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
2,18 |
2,68 |
3,0 |
3,0 |
0,0 |
15. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,63 |
1,38 |
1,61 |
1,14 |
-0,47 |
16. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
19,15 |
27,2 |
22,8 |
20,74 |
-2,1 в связи с уточнением прогноза числа получателей выплат |
17. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,01 |
0,009 |
0,008 |
0,007 |
-0,001 В связи с изменением условий и критериев присвоения |
18. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
300,95 |
344,45 |
304,26 |
330,21 |
+25,95 |
19 Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
0,95 |
0,95 |
0,77
Реально 0,855 |
0,85 |
0,0 |
20. Компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации |
0,003 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,0 |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы |
3,29 |
3,76 |
30,124 (семейно-детскую часть выделить невозможно)
+0,0005 0,0 |
43,871 (семейно-детскую часть выделить невозможно) |
+13,747 |
1. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком |
|
|
0,0005 (502, 3 тыс. руб) |
0,0005 (503,0 тыс. руб.) |
0,0 |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
3,5 |
6,8
реально 4,00 |
5,23
3,46 реально (изменения в бюджет 2016) |
4,23 |
-1,00
+0,77 (реальная разница) |
1. Федеральная целевая программа "Жилище", Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" |
3,5 |
6,8
(реально 4,00)* |
5,23
3, 46 реально (изменения в бюджет 2016) |
4,23 |
-1,00
+0,77 (реальная разница |
Ассигнования на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" |
|
|
0,021 |
0,023 |
+0,002 |
Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"(модернизация дошкольного и общего образования, строительство и реконструкция МДЦ "Артек") |
|
|
Отдельно на модернизацию дошкольного образования 1,769 |
2,048 |
|
ВСЕГО в целом: (с материнским капиталом) |
462,8 |
551,1 |
480,16 |
505,91 |
+25,75 |
* В марте 2015 года в соответствующее положение Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год было внесено изменение, устанавливающее объем ассигнований в размере 4 млрд. руб.
2. Сопоставление общих расходов на государственную поддержку семей с детьми ("семейно-детский бюджет") 2015-2017 годов с периодами до 2014 года не представляется возможным в силу различия в подходах и методиках подсчета соответствующих средств.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2017 год представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
V.Общие выводы
Анализ представленных в Таблице 2 расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2017 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В 2017 году планируется направить на реализацию Указа 20,74 млрд. руб.
Отмечаем, что в 2016 году на эти цели было выделено 22, 8 млрд. рублей, однако снижение объема ассигнований по данному направлению не должно быть оценено отрицательно, так как связано с изменением прогнозного числа получателей и уменьшением количества субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячных денежных выплат.
3. В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей.
В недавнем прошлом объемы её финансирования составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и не соответствующие важности самой проблемы.
Ранее эти расходы уже были снижены: с 4,9 млрд. рублей в 2012 году до 3,5 млрд. рублей в 2013 году. Та же сумма была заложена в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Вместе с тем, в проекте федерального бюджета на 2015 год размер ассигнований на финансирование названной подпрограммы был увеличен до 6,8 млрд. руб. Впоследствии, параметры федерального бюджета на 2015 год были скорректированы, и эта сумма была уменьшена до 4, 00 млрд. руб.
Увеличенный до 5,23 млрд. руб. объем ассигнований был предусмотрен в федеральном бюджете на 2016 год. Однако внесенные Правительством Российской Федерации изменения снизили его до 3,46 млрд. руб.
Авторами проекта указывается, что бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2017 году увеличены на 774,7 млн. рублей. Однако, необходимо понимать, что данное увеличение относится именно к сумме 3,46 млрд. руб. (3,46 млрд. руб + 774,7 млн. рублей = 4,23 млрд. руб.).
Таким образом, формально заявленное на 2017 год увеличение объема ассигнований на финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (высчитанное с учетом изменений, вносимых в федеральный бюджет 2016 года), является, фактически, снижением с 5,23 млрд. руб. (первоначальный объем ассигнований на 2016 год) до 4,23 млрд. руб. на 2017 год.
Комитет неоднократно отмечал, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы существенно увеличить объемы ассигнований на реализацию подпрограммы (и программы "Жилище" в целом). Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья.
4. В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год (приложение 10) на дошкольное образование были заложены средства в размере 4,85 млрд. руб. (6,6 млрд. - в итоге в Федеральном законе).
Необходимо отметить, что ранее к 2016-2017 годам объём средств федерального бюджета на указанные цели предполагалось повысить: до 9, 4 млрд. в 2016 году и до 8, 62 млрд. в 2017 году. Однако отмечается последовательное и неуклонное уменьшение объемов финансирования дошкольного образования.
В рассматриваемом проекте федерального бюджета объем ассигнований на дошкольное образование составляет 2, 813 млрд. руб.
При этом следует учесть, что в проекте федерального бюджета на 2016 год (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы) была предусмотрена сумма в 0,84 млрд. руб., предназначенная для развития инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (софинансирования мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дошкольных образовательных учреждений).
В 2015 году на эти цели из федерального бюджета выделялось 0,61 млрд. руб., в 2013-2014 годах - 0,98 млрд. руб.
В проекте федерального бюджета 2017 года указанные расходы не предусмотрены.
Вместе с тем отмечается некоторое увеличение расходов на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (дошкольное образование, школы, школы-интернаты, детские дома) с 0,93 до 1, 59 млрд. руб.
По мнению Комитета, требуется неуклонно повышать объемы бюджетных ассигнований, направленных на софинансирование сферы дошкольного образования с целью безусловного обеспечения всех детей местами в дошкольных образовательных организациях. Полагаем, что предусмотренные в проекте федерального закона на 2017 год ассигнования не позволяют обеспечить выполнение указанной задачи.
5. Объем ассигнований, предусмотренных в виде субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан (в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), увеличен на 3, 71 млрд. руб. Комитет поддерживает последовательное увеличение объемов указанных ассигнований, отмечая некоторое снижение темпов увеличения.
6. Как видно из представленного проекта, трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, (Чернобыль, "Маяк" и Теча) в 2017 году запланированы в размере 0,65 миллиарда рублей. При этом в 2016 году на эти цели было направлено 2, 41 миллиарда рублей.
Иными словами, данные расходы формально сокращены на 1,76 миллиарда рублей.
В связи с этим следует отметить, что данные изменения вызваны принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".
Данным законодательным актом в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2016 года выплаты по уходу за ребенком в повышенном размере осуществляются только при наличии необходимого периода проживания и (или) работы на загрязненных территориях.
Необходимо также отметить, что был изменен механизм предоставления финансового обеспечения на эти расходы.
Ранее данные выплаты осуществлялись на основе трансфертов из федерального бюджета Фонду.
С 2017 года финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением указанных ежемесячных выплат будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Федеральной службе по труду и занятости.
Иными словами, указанная в проекте Федерального бюджета на 2017 год сумма в размере 0,64 миллиарда рублей, является предусмотренными выплатами для граждан, которым данное пособие было назначено до 30 июня 2016 года.
Все остальные выплаты гражданам, пособие по которым было или будет назначено с 1 июля 2016 года, будут финансироваться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Федеральной службе по труду и занятости.
7. Следует также отметить, что параметры ресурсного обеспечения подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" по сравнению с уровнем предыдущего года уменьшены в 2017 году на 2 285,9 млн. рублей, в 2018 году - на 154,6 млн. рублей, в 2019 году на 6,1 млн. рублей.
Данные средства направлены на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности в состав консолидированной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренной в рамках основного мероприятия "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным прочими заболеваниями" подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи".
При этом ресурсное обеспечение основного мероприятия "Совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи" уменьшено в 2017 году на 96 384,8 млн. рублей в связи с изменением механизма финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусматривающим переход к финансированию указанных мероприятий непосредственно за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Иными словами, финансирование осуществляется непосредственно из средств ФОМС, минуя средства федерального бюджета.
8. Комитет полагает необходимым отметить следующее:
1) На фоне общего сокращения расходов на реализацию государственных программ отмечается увеличение ассигнований на государственные программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка"), "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"). Объем ассигнований на поддержку семей с детьми на 2017 год в целом также увеличен в сравнении с 2016 годом
Объем ассигнований, направленных на реализацию Государственной программы "Развитие образования на 2013-2020 годы" и на дошкольное образование в целом - уменьшен.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренный в проекте федерального закона, повышается, однако в процентном соотношении к ВВП - уменьшается.
2) В 2015 году было прекращено софинансирование финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Ранее на указанные цели из федерального бюджета выделялась сумма в 4, 37 млрд. руб.
В 2016 году в рамках антикризисных мер Правительством Российской Федерации было выделено 4, 6 млрд. руб. на указанные цели. К сожалению, на 2017 год соответствующие ассигнования вновь не предусмотрены. Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
3) Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте увеличиваются по сравнению с 2016 годом на 25,95 млрд. руб. При этом индексация размера материнского капитала не предусматривается.
4) Сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не увеличивается и составляет менее 10 миллионов рублей (а на 2017 год даже запланировано ее очередное снижение). При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 г. N 766 размер денежного поощрения был увеличен в два раза (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей (усыновителей) по их выбору либо награжденному родителю (усыновителю) из неполной семьи).
Аналогичное замечание относится и к суммам, предусмотренным на разработку и реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особенно в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) В 2017 года предлагается сохранить на существующем уровне (6,9 млрд. руб.) объем ассигнований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Отмечаем, что в 2016 году ранее предлагаемый в проекте бюджета 2016 года объем ассигнований был несколько увеличен (с 6,62 до 6,9 млрд. руб.).
Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения и Правительство Российской Федерации изыщет возможности для таких изменений.
6) К проекту федерального закона в целом имеются и иные замечания. В частности, происходит ежегодное укрупнение кодов бюджетной классификации, что затрудняет анализ положений проекта бюджета, относящихся к объемам ассигнований, направленных на государственную поддержку семей, имеющих детей. Кроме того, отмечаем наличие расхождений в бюджетной росписи и наименованиях подпрограмм, предусмотренных Государственными программами.
9. Комитет выражает удовлетворение проделанной Минфином России работой по формированию семейно-детского бюджета, основные параметры которого изложены в документе "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
10. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.