Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28.10.2016 N 7 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы сформирован в условиях неблагоприятных внешнеэкономических факторов, высокой зависимости внутренних макроэкономических параметров от внешних условий, нерешенных внутренних структурных проблем.
Параметры проекта федерального бюджета на 2017-2019 годы формировались с учетом следующих подходов:
- сокращения на 10% "базовых" объемов бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год";
- уменьшения объемов бюджетных ассигнований в 2017-2019 годах на 6%, 9%, 11% соответственно, за исключением расходов, не подлежащих сокращению;
- увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017 году публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года 5,8%;
- и другими.
Основные особенности формирования расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в здравоохранении приоритетные направления государственной политики связаны с улучшением здоровья населения на базе развития первичной медико-санитарной помощи, усилением профилактической направленности здравоохранения, охраной материнства и детства, повышением доступности и качества медицинской помощи, созданием необходимых условий для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, формированием здорового образа жизни.
Динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение характеризуются следующими данными:
млрд. рублей | ||||
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
"Здравоохранение" |
3 269 |
3 463 |
3 744 |
3 899 |
% к ВВП |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
Объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в номинальном выражении вырастет с 3 269 млрд. рублей в 2016 году до 3 899 млрд. рублей в 2019 году, или на 19,3%.
Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП в 2019 году останется на уровне 2016 года - 3,9%.
Комитет отмечает, что в материалах к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы совокупные показатели расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение не раскрыты в разрезе их составных частей (федеральный бюджет, консолидированные бюджеты Российской Федерации, бюджеты фондов обязательного медицинского страхования), что имеет принципиальное значение в условиях перехода на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения.
В 2017 году совокупные расходы на здравоохранение составят 3 463 млрд. рублей, что превышает уровень 2016 года на 194 млрд. рублей, или на 5,9%; при этом доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 10,6% до 11,1%.
Ассигнования федерального бюджета на государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения").
Целью государственной программы "Развитие здравоохранения" является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Государственная программа "Развитие здравоохранения" включает 12 подпрограмм.
Расходы федерального бюджета в 2016 - 2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Справочно: всего за счет средств федерального бюджета и бюджета ФОМС |
1 812 558,8 |
1 959 436,1 |
108,1 |
2 160 242,1 |
110,2 |
2 261 124,7 |
104,7 |
Всего за счет средств федерального бюджета |
337 524,3 |
251 868,8 |
74,6 |
275 297,3 |
109,3 |
240 576,7 |
87,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" |
63 585,5 |
76 976,4 |
121,1 |
76 009,7 |
98,7 |
75 403,1 |
99,2 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" |
154 162,5 |
57 603,9 |
37,4 |
81 908,6 |
142,2 |
74 753,3 |
91,3 |
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
28 681,6 |
23 174,9 |
80,8 |
21 367,8 |
92,2 |
21 089,1 |
98,7 |
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" |
4 435,4 |
2 149,5 |
48,5 |
1 994,9 |
92,8 |
1 988,8 |
99,7 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
9 692,2 |
8 627,3 |
89,0 |
8 916,7 |
103,4 |
8 541,8 |
95,8 |
Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" |
1 374,3 |
1 445,5 |
105,2 |
4 637,5 |
320,8 |
4 671,0 |
100,7 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
926,6 |
1 163,2 |
125,5 |
858,3 |
73,8 |
888,4 |
103,5 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
28 599,7 |
29 542,1 |
103,3 |
28 283,1 |
95,7 |
27 895,4 |
98,6 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
17 065,4 |
20 362,8 |
119,3 |
21 047,9 |
103,4 |
20 052,7 |
95,3 |
Подпрограмма "Управление развитием отрасли" |
2 980,4 |
2 860,4 |
96,0 |
3 007,5 |
105,1 |
2 994,6 |
99,6 |
Подпрограмма "Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" |
25 441,0 |
27 385,4 |
107,6 |
26 715,7 |
97,6 |
1 735,4 |
6,5 |
Подпрограмма "Развитие скорой медицинской помощи" |
579,8 |
577,5 |
99,6 |
549,5 |
95,2 |
563,1 |
102,5 |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", предусмотренные в законопроекте, составят в 2017 году 251 868,8 млн. рублей, в 2018 году - 275 297,3 млн. рублей, в 2019 году - 240 576,7 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2017 году уменьшены на 85 655,4 млн. рублей и составят к уровню 2016 года 74,6%, в 2018 году увеличены на 23 428,4 млн. рублей к уровню 2017 года (109,3%), в 2019 году уменьшены на 34 720,6 млн. рублей относительно 2018 года (87,4%).
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали:
- уменьшение объема бюджетных ассигнований на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в 2017 году на 96 729,3 млн. рублей вследствие изменения механизма финансирования и софинансирования расходов;
- уменьшение объема бюджетных ассигнований на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с истечением законодательно установленного срока применения пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков в 2019 году на 25 114,7 млн. рублей.
Объемы финансового обеспечения подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" в 2018-2019 годах увеличены на 3 200,0 млн. рублей в сравнении с 2017 годом в связи с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа. До 2018 года указанные выплаты осуществляются за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В Комитет регулярно поступают обращения и законодательные инициативы субъектов Российской Федерации с предложениями распространить программу "Земский доктор" на малые города, а также на медицинских работников со средним медицинским образованием (фельдшеры, медицинские сестры). Комитет поддерживает эти инициативы и предлагает рассмотреть их в плановом периоде.
Ассигнования федерального бюджета на Государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы
Целью государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы является создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач государственной программы:
формирование технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;
формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;
развитие производства инновационных лекарственных средств и медицинских изделий.
В государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы входит федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы представлены в таблице:
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
10 288,4 |
11 636,3 |
113,1 |
11 402,6 |
98,0 |
11 246,8 |
98,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
812,4 |
2 243,7 |
276,2 |
5 071,9 |
226,0 |
7 440,9 |
146,7 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
871,8 |
2 246,2 |
257,7 |
2 489,3 |
110,8 |
3 129,0 |
125,7 |
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
8 604,3 |
7 146,3 |
83,1 |
3 841,4 |
53,8 |
676,9 |
17,6 |
*- показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы предусмотрены в 2017 году 11 636,3 млн. рублей, в 2018 году - 11 402,6 млн. рублей, в 2019 году - 11 246,8 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 1 347,9 млн. рублей, в 2018 году к уровню 2017 года уменьшены на 233,7 млн. рублей, в 2019 году относительно 2018 года уменьшены на 155,8 млн. рублей.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства лекарственных средств" в рамках основного мероприятия "Реализация иных проектов в области фармацевтической промышленности" по сравнению с предыдущим годом последовательно растут в 2017 году - на 1 431,4 млн. рублей, в 2018 году - на 2 828,2 млн. рублей, в 2019 году - на 2 369,0 млн. рублей. Это обусловлено уточнением оценки начала реализации проектов по производству лекарственных средств и прогнозируемого количества заявок организаций на право получения государственной поддержки.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" в рамках основного мероприятия "Реализация иных проектов в области медицинской промышленности" по сравнению с предыдущим годом растут в 2017 году - на 1 374,5 млн. рублей, в 2018 году - на 243,1 млн. рублей, в 2019 году - на 639,7 млн. рублей. Это обусловлено прогнозируемым к поступлению количеством заявок организаций на право получения государственной поддержки реализации проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий и по организации производства медицинских изделий.
Объемы финансового обеспечения федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" по сравнению с предыдущим годом снижены в 2017 году на 1 458,0 млн. рублей, в 2018 году - на 3 304,9 млн. рублей, в 2019 году - на 3 164,5 млн. рублей. Это обусловлено общими подходами к формированию проекта федерального бюджета, а также отказом от начала реализации новых НИОКР и переходом к иному механизму стимулирования отрасли в рамках субсидирования проектов в сфере фармацевтической и медицинской промышленности (по направлению НИОКР в 2017 году уменьшение бюджетных ассигнований составит 1 708,6 млн. рублей, в 2018 году - 1 550,3 млн. рублей, в 2019 году - 1 755,1 млн. рублей).
По законопроекту у Комитета Государственной Думы по охране здоровья имеются следующие замечания и предложения.
1. Комитет видит риски не достижения к 2018 году значений целевых показателей по повышению оплаты труда медицинских работников, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, из-за недостаточности бюджетных ассигнований и отсутствия возможностей привлечения дополнительных ресурсов за счет реорганизации неэффективных организаций.
2. Комитет поддерживает продление предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в плановом периоде из средств федерального бюджета и предлагает рассмотреть возможности распространения единовременных компенсационных выплат на малые города, медицинских работников со средним медицинским образованием, а также изменения пропорции при софинансировании из централизованных и региональных источников до соотношения 70:30.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие проекта федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 3 ноября 2016 года (протокол N 6).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.