Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, рассмотрев проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее Законопроект) в части финансирования сфер образования и науки, отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроектом предлагается утвердить на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов:
общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
ведомственную структуру расходов федерального бюджета;
распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов федерального бюджета;
распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджетов федерального бюджета;
основные показатели государственного оборонного заказа;
распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ.
Поскольку федеральный бюджет на 2016 год утвержден сроком на один год, показатели расходов проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы в виде абсолютных величин.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом оценка макроэкономических параметров российской экономики во многом пересмотрена в сторону ухудшения по сравнению с параметрами прогноза, заложенного в основу для формирования Федерального закона N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" в силу более неблагоприятных, чем ожидалось, внешнеэкономических условий.
Основные характеристики федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2017 - 2019 годы осуществлялось исходя из необходимости увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции предшествующего года 5,8%, 4,0% и 4,0% соответственно.
Расходы федерального бюджета в 2017 - 2019 годах по разделам классификации расходов бюджетов в части образования, науки и социальной сферы (для сравнения) представлены в таблице 2.
Таблица 2.
млн. рублей | |||||||
Наименования разделов |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
|||
ВСЕГО |
16 402 972,7 |
16 240 809,1 |
99,0 |
16 039 684,7 |
98,8 |
15 986 976,4 |
99,7 |
%% к ВВП |
19,8 |
18,7 |
|
17,4 |
|
16,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
1 098 277,9 |
1 205 282,6 |
109,7 |
1 147 725,5 |
95,2 |
1 132 521,7 |
98,7 |
%% к ВВП |
1,3 |
1,4 |
|
1,2 |
|
1,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
6,7 |
7,4 |
|
7,2 |
|
7,1 |
|
Национальная оборона |
3 888 982,5 |
2 835 792,1 |
72,9 |
2 728 307,5 |
96,2 |
2 816 027,5 |
103,2 |
%% к ВВП |
4,7 |
3,3 |
|
3,0 |
|
2,8 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
23,7 |
17,5 |
|
17,0 |
|
17,6 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 943 130,0 |
1 943 118,1 |
100,0 |
1 879 794,7 |
96,7 |
1 892 205,1 |
100,7 |
%% к ВВП |
2,3 |
2,2 |
|
2,0 |
|
1,9 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
11,8 |
12,0 |
|
11,7 |
|
11,8 |
|
Образование |
557 633,6 |
568 539,1 |
102,0 |
588 810,1 |
103,6 |
586 499,2 |
99,6 |
%% к ВВП |
0,7 |
0,7 |
|
0,6 |
|
0,6 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
3,4 |
3,5 |
|
3,7 |
|
3,7 |
|
Культура, кинематография |
91 809,0 |
95 822,7 |
104,4 |
88 145,7 |
92,0 |
80 156,6 |
90,9 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
0,6 |
0,6 |
|
0,5 |
|
0,5 |
|
Здравоохранение |
465 627,4 |
378 014,4 |
81,2 |
397 282,3 |
105,1 |
363 309,1 |
91,4 |
%% к ВВП |
0,6 |
0,4 |
|
0,4 |
|
0,4 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
2,8 |
2,3 |
|
2,5 |
|
2,3 |
|
Социальная политика |
4 630 920,9 |
5 083 500,5 |
109,8 |
4 962 873,5 |
97,6 |
5 054 463,3 |
101,8 |
%% к ВВП |
5,6 |
5,9 |
|
5,4 |
|
5,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
28,2 |
31,3 |
|
30,9 |
|
31,6 |
|
Физическая культура и спорт |
66 385,2 |
90 034,1 |
135,6 |
56 245,2 |
62,5 |
33 971,9 |
60,4 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
0,0 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
0,4 |
0,6 |
|
0,4 |
|
0,2 |
|
_____________________________
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие образования"
Базовым инструментом реализации целей государственной политики в сфере образования является государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию указанной программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
|||
Всего |
403 170,7 |
414 928,2 |
102,9 |
430 253,6 |
103,7 |
432 507,2 |
100,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Реализация образовательных программ профессионального образования" |
374 364,9 |
387 042,1 |
103,4 |
404 204,9 |
104,4 |
406 785,3 |
100,6 |
Подпрограмма "Содействие развитию дошкольного и общего образования" |
2 927,4 |
1 632,2 |
55,8 |
1 671,0 |
102,4 |
1 014,0 |
60,7 |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
10 722,0 |
11 217,4 |
104,6 |
10 884,8 |
97,0 |
11 315,2 |
104,0 |
Подпрограмма "Совершенствование управления системой образования" |
1 681,4 |
1 922,9 |
114,4 |
1 839,2 |
95,6 |
1 818,4 |
98,9 |
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы |
12 440,2 |
12 141,0 |
97,6 |
10 712,1 |
88,2 |
10 653,4 |
99,5 |
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы |
1 034,7 |
972,6 |
94,0 |
941,6 |
96,8 |
920,9 |
97,8 |
_____________________________
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
В Законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 11 757,5 млн. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 15 325,4 млн. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года на 2 253,6 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали:
увеличение объема бюджетных ассигнований на:
повышение оплаты труда педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений с учетом положений Указа от 7 мая 2012 г. N 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, в 2017 году на 17 914,4 млн. рублей, в 2018 году на 15 526,7 млн. рублей и в 2019 году на 3 500,0 млн. рублей;
реализацию отдельных направлений деятельности (образовательная, исследовательская и экспертно-аналитическая деятельность, совершенствование материально-технической базы) образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации в 2017 году на 1 133,1 млн. рублей;
реализацию мероприятий по подготовке и проведению в 2019 году мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2017 году на 940,0 млн. рублей;
проведение капитального ремонта МДЦ "Артек" в 2017 году на 750,0 млн. рублей;
предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий по созданию детских технопарков в 2017 году на 925,0 млн. рублей;
реализацию ведомственной целевой программы "Российская электронная школа" в 2017 году на 600,0 млн. рублей, в 2018 году на 50 млн. рублей;
уменьшение объема бюджетных ассигнований на:
строительство объектов XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске в связи с завершением строительства объектов Деревни Универсиады в 2019 году на 2 545,0 млн. рублей;
реализацию мероприятий Программы интеграции в экономику российских выпускников ведущих университетов мира "Глобальное образование" в связи с ее завершением (в 2017 году на 964,4 млн. рублей);
предоставлению субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в связи с их завершением и переходом к реализации приоритетного проекта "Современная образовательная среда" направления стратегического развития "Образование" (в 2017 году на 1 620,0 млн. рублей).
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации приоритетных проектов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
В соответствии с пунктом 1 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года одобрен перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (далее - приоритетные проекты).
В рамках формирования проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрены расходы на отдельные мероприятия (направления) приоритетных проектов, одобренных президиумами Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (Таблица 4).
Кроме того, в статье 21 Законопроекта предусмотрено основание для внесения в 2017 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в части распределения зарезервированных бюджетных ассигнований в объеме 100 млрд. рублей по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, по решению Правительства Российской Федерации.
При подготовке Законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении бюджетные ассигнования, предусмотренные на формирование указанного резерва, будут перераспределены по соответствующим государственным программам Российской Федерации с учетом утверждения паспортов приоритетных проектов на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшихся 19 и 25 октября 2016 года, а также запланированных на ноябрь 2016 года.
Таблица 4.
млн. рублей | |||
Наименование приоритетных проектов |
2017 год |
||
предусмотрено в федеральном бюджете |
предусмотрено из Резерва* |
Итого |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
"Здравоохранение" |
539,0 |
3 300,0 |
3839,0 |
"Образование" |
15 419,5** |
26 560,0 |
41 979,5 |
"Ипотека и арендное жилье" |
10 000,0 |
10 000,0 |
20 000,0 |
"ЖКХ и городская среда" |
5 006,9 |
5 000,0 |
10 006,9 |
"Международная кооперация и экспорт" |
16 153,9 |
25 000,0 |
41 153,9 |
"Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
0,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
"Безопасные и качественные дороги" |
30 000,0 |
|
30 000,0 |
"Комплексное развитие моногородов" |
0,0 |
6 500,0 |
6 500,0 |
"Экология" |
20 191,9 |
|
20 191,9 |
_____________________________
* Зарезервированные бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 100 млрд. рублей по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, распределяемые по решению Правительства Российской Федерации
** Без учета подпроекта "Дополнительное образование детей для каждого ребенка" (предлагаемый объем - 1 558,3 млн.рублей), решение о реализации которого в настоящее время находится в стадии обсуждения
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2017 году запланированы в объеме 347 062,9 млн. рублей, в 2018 году - 338 279,6 млн. рублей, в 2019 году - 325 884,8 млн. рублей. В процентах к ВВП расходы на гражданскую науку составят: 2017 год - 0,39%, 2018 год - 0,36%; 2019 год - 0,33%. Налицо отрицательная тенденция сокращения бюджетных ассигнований на гражданскую науку, как в стоимостном, так и относительном выражениях. В этой связи следует отметить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года N 1662-р) предусмотрено, что удельный вес расходов бюджетной системы в процентах к ВВП на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу должен быть не менее 0,7% к ВВП.
Следует также отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительству Российской Федерации поручено уже к 2015 году обеспечить достижение следующих показателей: увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП, увеличение удельного веса России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE до 2,44%. По предварительным оценкам внутренние затраты на исследования и разработки в 2015 году составили 1,19% от ВВП, а удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE - 2,31%.
Требует также надлежащего финансового обеспечения науки и необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в котором Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. По данным Правительства Российской Федерации средняя заработная плата научных работников по итогам 2015 года составила 51,7 тыс. рублей, что соответствует 168,7% от уровня средней заработной платы по экономике.
На финансирование фундаментальных научных исследований в 2017 году из федерального бюджета предусмотрено выделить 117 484,3 млн. рублей, в 2018 году - 124 178,4 млн. рублей, в 2019 году - 128 973,2 млн. рублей. На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2017 году из федерального бюджета предусмотрено выделить 170 994, 1 млн. рублей, в 2018 году - 158 988,8 млн. рублей, в 2019 году - 143 580, 6 млн. рублей. Очевидно, что при такой структуре финансирования научных исследований трудно обеспечить единство научно-исследовательского цикла.
Базовым инструментом реализации целей государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301).
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы представлены в таблице 5.
Таблица 5
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
|||
Всего |
142 357,2 |
150 815,7 |
105,9 |
154 907,5 |
102,7 |
157 375,4 |
101,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования" |
84 865,3 |
89 526,1 |
105,5 |
89 577,5 |
100,1 |
90 633,8 |
101,2 |
Подпрограмма "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок" |
7 840,4 |
9 222,9 |
117,6 |
6 579,4 |
71,3 |
6 546,7 |
99,5 |
Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" |
7 951,7 |
21 479,1 |
270,1 |
27 977,4 |
130,3 |
31 264,6 |
111,7 |
Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки" |
20 545,9 |
11 783,0 |
57,3 |
7 763,3 |
65,9 |
9 129,1 |
117,6 |
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" |
21 154,0 |
18 804,6 |
88,9 |
23 009,9 |
122,4 |
19 801,2 |
86,1 |
_____________________________
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, предусмотренные в законопроекте, составят в 2017 году - 150 815,7 млн. рублей, в 2018 году - 154 907,3 млн. рублей, в 2019 году - 157 375,4 млн. рублей. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию программы ниже паспортных значений на 19,2% в 2017 году, 23,8% - в 2018 году, 27,1% - в 2019 году.
В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы увеличены в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года на 8 458,5 млн. рублей, в 2018 году к уровню 2017 года на 4 091,8 млн. рублей, в 2019 году относительно 2018 года на 2 467,9 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали:
замещение бюджетными ассигнованиями внебюджетных источников, предоставленных Российскому научному фонду в 2016 году (в 2017 году увеличение на 4 877,9 млн. рублей, в 2018 году - на 2 645,7 млн. рублей, в 2019 году - на 5 703,9 млн. рублей);
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на повышение заработной платы научных сотрудников в соответствии с Указом от 7 мая 2012 г. N 597 (в 2017 году увеличение на 6 627,5 млн. рублей, в 2018 году на - 6 600,1 млн. рублей, в 2019 году - на 3 949,0 млн. рублей);
уменьшение бюджетных ассигнований на осуществление взносов Российской Федерации в международные организации (в 2017 году уменьшение на 8 762,9 млн. рублей в связи с завершением погашения задолженности прошлых лет и оплаты целевого взноса за 2016 год на строительство установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах, в 2018 году на 4 019,7 млн. рублей в связи с учетом в объемах 2017 года бюджетных ассигнований на оплату взносов за 2018-2019 годы на реализацию проекта Мега-Сайенс NICA).
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Фундаментальные научные исследования" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 4 660,8 млн. рублей, в 2018 году на 51,4 млн. рублей, в 2019 году на 1 056,3 млн. рублей, что обусловлено следующими факторами.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Выполнение фундаментальных научных исследований учреждениями государственных академий наук, финансовое обеспечение государственных академий наук" снижены в 2017 году на 1 142,5 млн. рублей, в 2018 году на 1 583,4 млн. рублей, в 2019 году на 2 662,7 млн. рублей соответственно. Наряду с общими подходами к формированию законопроекта на изменение расходов по указанному мероприятию повлияло уменьшение бюджетных ассигнований на:
реализацию мероприятий ограниченного срока действия в объеме 358,0 млн. рублей в 2017 году (приобретение оборудования для оцифровки и хранения научной литературы по ФАНО России);
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в связи с завершением строительных и проектных работ в 2017 году на 777,0 млн. рублей, в 2018 году на 332,8 млн. рублей, в 2019 году на 252,7 млн. рублей.
В то же время в рамках основного мероприятия учтено увеличение бюджетных ассигнований на:
осуществление ежемесячных выплат членам Российской академии наук в связи с завершением моратория на выборы новых членов Академии в размере 318,3 млн. рублей в 2017 году, в 2018-2019 годах - на уровне 2017 года;
закупку оборудования для ФГБНУ "Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН" в целях финансового обеспечения проведения научно-исследовательских работ по созданию иммунобиологических препаратов в 2017 году в объеме 340,0 млн. рублей;
проведение экспедиций, планового и непланового ремонта научно-исследовательского флота ФАНО России в 2017 году в объеме 118,5 млн. рублей. В 2018 году - на уровне 2017 года;
реализацию программ развития подведомственных учреждений ФАНО России в 2017 году на 801,9 млн. рублей, в 2018 году уменьшение на 425,5 млн. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Выполнение фундаментальных научных исследований государственными учреждениями, не являющиеся учреждениями государственных академий наук" в 2017 году увеличены на 1 722,4 млн. рублей, в 2018-2019 годах уменьшены соответственно на 996,1 млн. рублей и 749,5 млн. рублей, что обусловлено помимо общих подходов к формированию законопроекта, выделением дополнительных ассигнований на комплексное решение проблем безопасности и антитеррористической устойчивости, развитие ядерно-медицинского комплекса ФГБУ "ПИЯФ" НИЦ "Курчатовский институт" в 2017 году - 1 750,0 млн. рублей, в 2018 году - 750,0 млн. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Грантовое финансирование фундаментальных научных исследований Российским научным фондом" увеличены в 2017 году на 4 877,9 млн. рублей, в 2018 году на 2 645,7 млн. рублей, в 2019 году на 5 703,9 млн. рублей, что обусловлено замещением бюджетными ассигнованиями внебюджетных источников, предоставленных Российскому научному фонду в 2016 году.
В 2017-2018 годах на финансовое обеспечение деятельности Российского научного фонда планируется направить соответственно 12 609,4 млн. рублей и 11 007,8 млн. рублей из внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличено на 1 382,5 млн. рублей, в 2018 году уменьшено на 2 643,5 млн. рублей, в 2019 году на 32,7 млн. рублей.
Объемы финансового обеспечения основного мероприятия "Выполнение прикладных научных исследований НИЦ "Курчатовский институт" и другими государственными учреждениями, не подведомственными Минобрнауки России" в 2017 году увеличены на 1 040,0 млн. рублей, в 2018 году уменьшены на 2 615,2 млн. рублей, что обусловлено общими подходами к формированию Законопроекта, а также завершением в 2017 году Программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию НИЦ "Курчатовский институт" на 2013-2017 годы.
Финансовое обеспечение реализации указанной подпрограммы в 2019 году в целом сформировано исходя из уровня 2018 года.
Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" по сравнению с предыдущим годом увеличены в 2017 году на 13 527,4 млн. рублей, в 2018 году на 6 498,3 млн. рублей, в 2019 году на 3 287,2 млн. рублей:
ресурсное обеспечение основного мероприятия "Совершенствование системы оплаты труда научных сотрудников" в 2017 году увеличено на 6 627,5 млн. рублей, в 2018 году на 6 600,1 млн. рублей, в 2019 году на 3 949,0 млн. рублей, что обусловлено выделением дополнительных бюджетных ассигнований на повышение заработной платы научных сотрудников в соответствии с Указом от 7 мая 2012 г. N 597;
ресурсное обеспечение основного мероприятия "Развитие кадрового потенциала в научных учреждениях" в 2017 году увеличено на 1 233,3 млн. рублей, в 2018 году на 156,9 млн. рублей, что помимо общих подходов к формированию Законопроекта обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на завершение строительства восьми жилых домов для молодых ученых ФАНО России.
Объемы финансового обеспечения реализации подпрограммы "Международное сотрудничество в сфере науки" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 8 762,9 млн. рублей, в 2018 году - на 4 019,7 млн. рублей, в 2019 году увеличены на 1 365,8 млн. рублей:
ресурсное обеспечение основного мероприятия "Обеспечение уплаты взносов Российской Федерации в международные научные организации" в 2017 году снижено на 3 655,3 млн. рублей, что помимо общих подходов к формированию законопроекта обусловлено завершением оплаты целевого взноса за 2016 год на строительство установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах. В 2018 году объемы уменьшены на 4 019,7 млн. рублей в связи с учетом в объемах 2017 года ассигнований на оплату взносов за 2018-2019 годы на реализацию проекта Мега-Сайенс NICA.
В 2019 году ресурсное обеспечение данного основного мероприятия увеличено на 1 353,5 млн. рублей в связи с уточнением прогнозируемого курса доллара США.
Ресурсное обеспечение основного мероприятия "Участие Российской Федерации в крупных научно-исследовательских проектах" в 2017 году снижено на 5 008,2 млн. рублей, в связи с завершением погашения задолженности прошлых лет по оплате целевого взноса на строительство установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах.
Параметры финансового обеспечения федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 2 349,4 млн. рублей, в 2019 году - на 3 208,7 млн. рублей, что помимо общих подходов к формированию Законопроекта обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в связи с завершением строительных и проектных работ (в 2017 году на 918,8 млн. рублей, в 2018 году на 296,0 млн. рублей, в 2019 году на 2 564,6 млн. рублей), в 2018 году параметры финансового обеспечения увеличены на 4 205,3 млн. рублей в связи с завершением в 2017 году проектных работ и началом в 2018 году строительных работ и закупки оборудования по объектам НИЦ "Курчатовский институт".
На указанную динамику расходов также повлияло выделение дополнительных ассигнований на реконструкцию лабораторного корпуса научно-исследовательского реакторного комплекса "ПИК", г. Гатчина, Ленинградская область, в 2017 году в объеме 238,5 млн. рублей, в 2018 году - 2 228,6 млн. рублей, в 2019 году - 1 526,4 млн. рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года "О реализации Национальной технологической инициативы" для реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы из федерального бюджета должны выделяться соответствующие бюджетные субсидии. На реализацию ключевых проектов "дорожных карт" Национальной технологической инициативы по решениям Правительства Российской Федерации в 2017 году предусмотрены средства в объеме 12 464,5 млн. рублей, в 2018 году 8 197,2 млн. рублей году, в 2019 году - 8 019,0 млн. рублей.
Исходя из изложенного, а также полагая, что состояние и развитие системы сфер образования и науки оказывает влияние на все составляющие социальной сферы и национальной экономики, обеспечивая все сферы деятельности высококвалифицированными кадрами, формируя новые знания и технологический задел для развития высокотехнологичной инновационной экономики, повышая качество жизни и социальную защищенность граждан на рынке труда, развивая культурный потенциал общества, обеспечивает технологическое преимущество и перспективы развития экономики и социальной сферы, а так же безопасность России
Комитет считает, что:
1. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, предусматриваемый Законопроектом, не обеспечивает приоритетности и необходимых темпов развития сфер образования и науки Российской Федерации и, в частности, не позволяет в должной мере:
для сферы образования:
обеспечить семьи, имеющие детей в возрасте до 3 лет и нуждающиеся в организации для них присмотра и ухода, местами в дошкольных образовательных организациях или индивидуальной педагогической и психологической поддержкой через систему консультаций и коротких развивающих программ на базе образовательных организаций;
создавать новые школьные места, удовлетворяющие современным требованиям, за счет капитального ремонта и реконструкции действующих школ, строительства новых школ с одновременным оснащением новых школьных мест самым современным учебно-лабораторным оборудованием; выходить на односменный режим работы школ с возможностью наполнения второй половины дня развивающими занятиями;
организовать пополнение фондов школьных библиотек образовательных и научных организаций учебной, научной и художественной литературой, обеспечить формирование и комплектование школьных электронных библиотек;
продолжить реализацию программ, направленных на повышение международной конкурентоспособности российских университетов и их вклада в развитие российской экономики и науки;
обеспечить выполнение задач, поставленных в указе Президента, об охвате программами дополнительного образования 75% школьников; расширить многообразие форм получения дополнительного образования, последовательно расширять возможности для детей из малоимущих семей и детей из семей, оказавшихся в сложном социальном положении, бесплатно получать дополнительное образование, посещать кружки и секции;
создавать возможности для получения качественного дополнительного образования в сельской местности;
для сферы науки:
обеспечить построение современной национальной инфраструктуры научно-технической информации;
создавать и развивать исследовательские и научно-образовательные центры разной функциональной направленности на базе академических институтов и вузов, расширить собственные программы исследований и разработок ведущих вузов и научных центров;
продолжить развитие инструментов и форм поддержки участия российских организаций и ученых в международном образовательном и научно-технологическом сотрудничестве;
обеспечить достижение значений показателей, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года N 1662-р), Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июля 2015 года Пр-1369 по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 24 июня 2015 года.
2. При планировании ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов нельзя допускать ни абсолютного сокращения (с учетом инфляции) расходов федерального бюджета по разделу "Образование", ни относительного - как доли в валовом внутреннем продукте или в бюджете Российской Федерации.
3. Должно быть продолжено финансирование создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
4. При планировании объемов и структуры расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки необходимо обеспечить соблюдение научно обоснованных пропорций между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками для обеспечения технологического единства научной и научно-технической деятельности.
5. Для достижения целевых показателей научно-технического развития Российской Федерации в проекте федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов необходимо предусмотреть выделение средств, предусмотренных в паспорте государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы.
6. Правительству Российской Федерации наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками федеральных целевых программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
7. Требуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований для:
- предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях;
- завершения работ по строительству спортивных объектов шаговой доступности и бассейнов в высших учебных заведениях Российской Федерации;
- реализации программы восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений;
- реализации ведомственной целевой программы повышения квалификации инженерно-технических кадров.
8. Законопроект может быть рекомендован к принятию его Государственной Думой в первом чтении при условии учета высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.