Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (профильный комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство" расходов федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов) (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - проект федерального бюджета) в части своей компетенции.
Расходы федерального бюджета в 2017-2019 годах на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа) предусмотрены в следующих объемах:
в 2017 году 75 121,9 млн. рублей,
в 2018 году - 47 600,2 млн. рублей,
в 2019 году - 44 826,0 млн. рублей.
В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 7 077,2 млн. рублей (10,4 % с учетом заложенного уровня инфляции в 5,8 %) в 2018 году к уровню 2017 года уменьшены на 27 521,7 млн. рублей, в 2019 году к уровню 2018 года - на 2 774,2 млн. рублей.
В целом Комитет отмечает, что финансовое обеспечение государственной программы по сравнению с 2016 годом в 2017 году увеличено на 10,4 %. Существенное сокращение финансирования в 2018 и 2019 года по сравнению с 2017 годом обусловлено планируемым завершением ряда мероприятий самой государственной программы.
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Всего |
68 044,7 |
75 121,9 |
110,4 |
47 600,2 |
63,4 |
44 826,0 |
94,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
32 468,5 |
17 042,4 |
52,5 |
4 000,0 |
23,5 |
4 000,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" |
3 405,6 |
10 837,1 |
318,2 |
2 682,4 |
24,8 |
2 136,1 |
79,6 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
2 391,7 |
1 809,1 |
75,6 |
1 740,5 |
96,2 |
1 726,5 |
99,2 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
29 778,9 |
43 429,1 |
145,8 |
37 236,4 |
85,7 |
36 963,5 |
99,3 |
Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" |
0,0 |
2 004,2 |
- |
1 940,9 |
96,8 |
0,0 |
0,0 |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Финансовое обеспечение подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" по сравнению с 2016 годом в 2017 году уменьшено на 15 426,1 млн. рублей и составит 17 042,4 млн. рублей, в 2018 году - на 13 042,4 млн. рублей и составит 4 000,0 млн. рублей, в 2019 году сохранено на уровне 2018 года и составит 4 000,0 млн. рублей:
1) объемы финансового обеспечения основного мероприятия "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и не входящих в действующие программы переселения" в 2017 году составят 10 128,3 млн. рублей.
2) ресурсное обеспечение реализации основного мероприятия "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" в 2017 году составит 6 914, 1 млн. рублей, в 2018 году - 4 000,0 млн. рублей, в 2019 году сохранено на уровне 2018 года:
- объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в 2017 году предусмотрены в виде субвенций в размере 4 480,0 млн. рублей, что позволит обеспечить жилыми помещениями 3 645 граждан указанной категории (данные по состоянию на 01.07.2016 года);
- объемы бюджетных ассигнований на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2017 году предусмотрены на уровне 2016 года в размере 2 434,1 млн. рублей, в 2018 году в целях сокращения очереди стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан увеличены на 1 565,9 млн. рублей и составят 4 000,0 млн. рублей, в 2019 году сохранены на уровне 2018 года.
Финансовое обеспечение подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" по сравнению с 2016 годом в 2017 году увеличено на 7 431,5 млн. рублей и составит 10 837,1 млн. рублей, в 2018 году уменьшено на 8 154,7 млн. рублей и составит 2 682,4 млн. рублей, в 2019 году уменьшено на 546,3 млн. рублей и составит 2 136,1 млн. рублей:
1) финансовое обеспечение основного мероприятия "Оказание поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры" в 2017 году предусмотрено в объеме 5 006,9 млн. рублей (в 2016 году бюджетные ассигнования отсутствуют) на предоставление субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры в 2017 году;
2) объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)" по сравнению с уровнем 2016 года (с учетом корректировки бюджета) в 2017 году увеличены на 1 696,9 млн. рублей и составят 2 053,8 млн. рублей, в 2018 году увеличены на 184,0 млн. рублей и составят 2 237,9 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 101,8 млн. рублей и составят 2 136,1 млн. рублей. Увеличение объемов бюджетных ассигнований в 2017 году обусловлено реализацией объектов, предусмотренных долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р, перечнем мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 163-р, а также включением объекта капитального строительства Кировской области "Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова", ранее предусмотренного в федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы, при консолидации субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Одновременно Комитет выражает мнение о целесообразности дополнительного обсуждения вопросов государственной поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры в небольших муниципальных образованиях. Реализация мер в рамках концессионных соглашений не в полной мере решает эту проблему.
Финансовое обеспечение подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" по сравнению с 2016 годом в 2017 году уменьшено на 582,6 млн. рублей и составит 1 809,1 млн. рублей, в 2018 году уменьшено на 68,6 млн. рублей и составит 1 740,5 млн. рублей, в 2019 году уменьшено на 14,0 млн. рублей и составит 1 726,5 млн. рублей, что обусловлено переходом на финансирование расходов по эксплуатации федеральной государственной системы ценообразования в строительстве в рамках основного мероприятия "Совершенствование системы государственного ценообразования, сметного нормирования и технического регулирования в строительной сфере" с 2017 года за счет внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличено на 13 650,1 млн. рублей и составит 43 429,1 млн. рублей, в 2018 году уменьшено на 6 192,7 млн. рублей и составит 37 236,4 млн. рублей, в 2019 году - на 272,9 млн. рублей и составит 36 963,5 млн. рублей:
- бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" в 2017 году увеличены на 5 639,3 млн. рублей и составят 10 000,0 млн. рублей в целях осуществления приоритетных проектов по направлению "Ипотека и арендное жилье", в 2018 году уменьшены на 4 201,1 млн. рублей до уровня, предусмотренного действующей редакцией федеральной целевой программы, и составят 5 798,9 млн. рублей, в 2019 году увеличены на 213,5 млн. рублей в целях обеспечения достижения целевых показателей программы и составят 6 012,4 млн. рублей;
При этом, Комитет отмечает, что по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол N 1 от 01.08.2016 г.) Д.А.Медведевым дано поручение предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению "Ипотека и арендное жилье" в объеме 20 млрд. рублей ежегодно, в том числе в 2017 году за счет бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию приоритетных проектов и программ в сумме 10 млрд. рублей, а также бюджетных ассигнований федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, предусмотренных Минстрою России в размере 6,2 млрд. рублей и Минфину России в размере 3,8 млрд. рублей.
Таким образом, исполнение данного поручения в полном объеме возникает необходимость дополнительно предусмотреть денежные средства на финансирование указанного мероприятия в 2017 году в размере 10 000,0 млн. рублей, в 2018 году - 14 201,1 млн. рублей, в 2019 году - 13 987,3 млн. рублей.
Одновременно Комитет обращает внимание на необходимость сохранения уровня государственной поддержки льготного ипотечного кредитования и безусловного обеспечения соответствующих обязательств по уже заключенным договорам на весь период их действия.
- бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" в 2017 году увеличены и составят 15 739,8 млн. рублей. Это связано с увеличением субсидий российским кредитным организациям и АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам). Объемы предоставления указанных субсидий в 2018 году составят 10 689,1 млн. рублей, в 2019 году сохранены на уровне 2018 года;
- бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2017 году увеличены на 774,7 млн. рублей и составят 4 234,0 млн. рублей, в 2018 году на 1 000,0 млн. рублей и составят 5 234,0 млн. рублей, в 2019 году сохранены на уровне 2018 года в целях сокращения очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Начиная с 2017 года реализация федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" предусмотрена в рамках государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (до 2017 года - в составе государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"). Бюджетные ассигнования в рамках указанной федеральной целевой программы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации мероприятий по сейсмоусилению существующих социально значимых объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 2 004,2 млн. рублей (в 2016 год бюджетные ассигнования не предусматривались), в 2018 году в размере 1 980,9 млн. рублей.
Дополнительно Комитет отмечает, что в целях оказания финансовой поддержки регионами на частичную компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в 2017-2019 годах (основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" государственной программы "Социальная поддержка граждан") проектом федерального бюджета предусмотрено финансовое обеспечение в размере 4 000,0 млн. рублей ежегодно.
Таким образом, Комитет отмечает, что проект федерального бюджета в целом отражает текущую экономическую ситуацию в стране, и обращает внимание на:
1) необходимость резервирования дополнительных средств на финансирование мероприятий по направлению "Ипотека и арендное жилье" в соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол N 1 от 01.08.2016 г.), в целях их учета при распределении из средств Резервного фона в ходе исполнения федерального бюджета на 2017 год;
2) необходимость при утверждении проекта "ЖКХ и Городская среда" вернуться к вопросу о резервировании необходимых для его реализации бюджетных ассигнований в объеме 5 000,0 млн. рублей в целях их дополнительного распределения из средств Резервного фонда.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.