Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201550-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное в г. Ереване 7 апреля 2016 г. (далее - Соглашение), отвечает интересам Российской Федерации.
Соглашением предусмотрены все необходимые в практическом отношении принципы и нормы для развития сотрудничества в области космической деятельности. Они касаются охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена различного вида информацией, сертификации конечного использования и порядка безопасного обращения на территории импортера с охраняемыми изделиями и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль, взаимного отказа от предъявления требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности, обеспечения правовой и физической защиты имущества сторон и связанных с ними организаций на территории импортирующего государства.
Двустороннее сотрудничество с Республикой Армения в области космической деятельности предусмотрено Программой долгосрочного экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения на период до 2020 года и Планом ее реализации на 2014 - 2017 годы. Российская Федерация в плане развития сотрудничества с Республикой Армения в космической сфере исходит из следующих основных положений:
основным содержанием сотрудничества является внедрение и использование российских космических технологий для решения актуальных экономических, социальных и научных задач, повышения эффективности управления объектами и ресурсами в различных сферах хозяйственной деятельности Республики Армения;
приоритетными областями сотрудничества являются дистанционное зондирование Земли, связь и телевещание, использование навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, научные фундаментальные и прикладные космические исследования;
организационные, финансовые, правовые и технические условия осуществления конкретных программ и проектов сотрудничества в рамках Соглашения составляют предмет отдельных соглашений (контрактов) между участниками совместной деятельности или (при необходимости и с учетом международных обязательств государств сторон) отдельных соглашений непосредственно между сторонами.
Для успешного развития сотрудничества необходимо создание надлежащей организационно-правовой основы. В этом отношении подписанное Соглашение призвано обеспечить взаимовыгодное пакетное решение соответствующих вопросов.
Соглашение по своему формату и содержанию в основном соответствует аналогичным соглашениям по космосу с Республикой Казахстан и с Республикой Белоруссия, заключенным в 2008 и 2011 годах соответственно.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансирование совместной деятельности во исполнение Соглашения в рамках государственной политики в области сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях будет осуществляться сторонами в соответствии с законодательством их государств, касающимся бюджетного регулирования, и в зависимости от наличия средств, выделенных на эти цели. Аспекты финансирования любых форм сотрудничества, выходящих за пределы бюджетных ассигнований и (или) государственных программ, оговариваются участниками совместной деятельности и входят в сферу их ответственности.
Предусмотренная Соглашением совместная деятельность в освоении космоса и практическом применении космической техники и технологий будет осуществляться в том числе и на коммерческой основе, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность. При этом конкретные условия и финансовые обязательства, относящиеся к программам и проектам сотрудничества, будут определяться в отдельных соглашениях (контрактах), заключаемых участниками совместной деятельности.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", так как Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части, касающейся обеспечения иммунитета экспортируемых охраняемых изделий и технологий, а также действия принципа взаимного отказа сторон и участников совместной деятельности от обеих сторон от предъявления друг другу требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения и проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении на ратификацию Соглашения не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное в г. Ереване 7 апреля 2016 г. (далее - Соглашение), призвано подвести организационно-правовую основу под формируемую обновленную повестку дня сотрудничества с Арменией в космической сфере.
Соглашение носит рамочный характер, определяет и регулирует основные условия двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения в космической области, в частности, вопросы охраны интеллектуальной собственности, экспортного контроля, таможенного оформления оговоренной категории товаров специального назначения, ответственности, обеспечения правовой и физической защиты вывозимого имущества, охраны технологий.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Статья 7 Соглашения предусматривает финансирование совместной деятельности в рамках государственной политики или обеспечивается сторонами согласно законодательству их государств, касающемуся бюджетного регулирования, и в зависимости от наличия средств, выделенных на эти цели.
Расходы, связанные с созданием и обустройством защищенных зон для работы с охраняемыми изделиями и технологиями, будут нести организации, сотрудничающие по конкретным программам и проектам.
Расходы, касающиеся деятельности должностных лиц, представляющих Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы, по сопровождению работ в части, касающейся охраны российских технологий за рубежом, будут осуществляться (если Правительство Российской Федерации не примет в установленном порядке иного решения в конкретном случае) по линии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. При этом расходы по командированию их представителей будут нести направляющие организации за счет и в пределах сметы расходов на их текущее содержание либо за счет сотрудничающих организаций по договоренности с ними.
Осуществление совместной деятельности, предусмотренной Соглашением, позволит:
использовать имеющийся научно-технический и производственный потенциал обоих государств в интересах создания космических средств, в том числе дистанционного зондирования Земли, космической связи, спутниковых навигационных и других систем, с техническими характеристиками, не уступающими мировому уровню, что будет способствовать освоению и внедрению в практику космических технологий, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке космических услуг;
обеспечить условия для поддержания и развития производственной деятельности отечественных предприятий космической промышленности;
обеспечить дополнительную загрузку отечественных организаций посредством направления средств, полученных от использования имеющегося научно-технического задела, в разработку перспективных российских космических средств и технологий.
Предусмотренная Соглашением совместная деятельность с Республикой Армения в освоении космоса и практическом применении космической техники и технологий будет осуществляться в том числе и на коммерческих условиях, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность на выгодных условиях.
Конкретные условия и финансовые обязательства, относящиеся к программам и проектам сотрудничества, будут определяться в отдельных соглашениях (контрактах), заключаемых участниками совместной деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.