Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 917968-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(в части ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы),
внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, депутатами Государственной Думы В.Ф. Шрейдером, Р.Р. Ишмухаметовым
(утв. решением Комитета от 12 мая 2016 г. N 144/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2016 года (протокол N 289, пункт 69) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрена новая редакция проекта федерального закона N 917968-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается предусмотреть ограничение на занятие или нахождение в должности муниципальной службы в случаях близкого родства или свойства с главой муниципального образования независимо от того, возглавляет ли он местную администрацию или занимает иную должность в системе органов местного самоуправления, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью муниципального служащего главе муниципального образования. Законопроект направлен на предотвращение возможности коррупционных правонарушений в муниципальных образованиях.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Предусмотренное настоящей редакцией ограничение на занятие должностей муниципальной службы в случае близкого родства или свойства с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, касается замещения должностей муниципальной службы в местной администрации, то есть, исполнительно-распорядительном органе муниципального образования. Так как местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, данный запрет видится обоснованным с точки зрения противодействия коррупции.
Представительный же орган местного самоуправления - это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Таким образом, круг полномочий главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган, не связан с исполнительно-распорядительными функциями.
Само по себе отсутствие или наличие родственных отношений не является гарантией отсутствия коррупции. Так, например, введение предлагаемых норм может негативно отразиться на муниципальных служащих. В небольших муниципальных образованиях часто не хватает профессиональных квалифицированных кадров. Введение еще больших ограничений может ухудшить кадровую обстановку.
Обязанность сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, предусмотрена частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе N 273-ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Понятие конфликта интересов, используемое в Федеральном законе N 273-ФЗ, предполагает сущностную оценку той или иной ситуации как на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности, так и на возможность влияния такой заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей конкретным должностным лицом.
Таким образом, действующее антикоррупционное законодательство обязывает широкий круг лиц сообщать при наличии оснований и в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Неисполнение указанных обязанностей влечет увольнение либо досрочное прекращение полномочий.
На основании вышеизложенного Комитет считает введение указанной нормы избыточным, не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.