Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 202717-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный проект изменений в Федеральный закон направлен на приведение действующего законодательства и сложившейся практики к основным понятиям законодательства о страховом деле.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.
То есть страховые медицинские организации сами не являются страховщиками, не ведут, собственно, страховую деятельность, как это должно быть согласно ФЗ РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а осуществляют лишь отдельные полномочия страховщика, которые им передаются законом или договором. В действительности, страховые медицинские организации не несут на себе страховые риски, не используют свои средства в страховании, а потому не являются страховыми организациями.
Они осуществляют полномочия, не связанные со страхованием, и это не дает им оснований считаться и называться страховыми. Это, как минимум, требует приведения их статуса в соответствие с их подлинной функцией.
Их функция состоит в том, чтобы осуществлять посредничество между государством и государственными же учреждениями здравоохранения. Однако эту же функцию, помимо других,несут на себе территориальные фонды ОМС. Следовательно, страховые медицинские организации оказались лишним, дублирующим звеном в системе. Это - институциональный факт. Страховые компании появились на месте ТФОМС, когда государство не успело их сформировать, и они выполнили свою функцию по доведению средств до медицинских организаций в регионах. Эту функцию давно могут выполнять ТФОМС.
Попытка придать страховым компаниям статус защитников пациентов является ошибочной, во-первых, потому что страховые компании не занимаются защитой прав застрахованных. Достаточно представить эту ситуацию в реальном секторе страхования, где, например, страховщик КАСКО защищает права застрахованного. Не может продавец защищать права потребителя, как и страховщик, даже и не настоящий, не может защищать интересы застрахованного, в частности, от самого себя. Во-вторых, за 20 с лишним лет, несмотря на наличие полномочий по защите прав застрахованных,страховые организации эту задачу не решили, и решить не смогут, потому что у них имеется прямой конфликт интересов: увеличение объемов и качества помощи, в которых заинтересованы пациенты и врачи,прямо противоречат интересам СМО по сокращению расходов и функции по контролю объемов, под которой понимается сокращение объемов (см. данные ФФОМС).
С момента введения в ОМС страховые медицинские организации действовали против интересов пациентов и системы здравоохранения.
По факту, в России создана система государственного страхования необходимости получения гражданами медицинской помощи. Участие страховых компаний в этой системе разрушает ее частными интересами этих компаний.
Нельзя улучшить систему государственного страхования, усилив деятельность компаний, которые страховыми только называются, и не могут развить именно страховые принципы.
По этой же причине выбор страховой медицинской организации не имеет смысла для пациентов, потому что они не создают страхового продукта, то есть между ними нет разницы, а людям нужно не страхование, а медицинская помощь, к организации которой СМО не имеют прямого отношения.
В то же время, по данным Счетной Палаты РФ расходы на страховые компании за 2014-2015 год составили 54 млрд. руб. Это средства, на которые можно было бы не только защитить полноценно пациентов во всей России, но и провести очень хорошие пилотные проекты по бесплатному лекарственному обеспечению в регионах.
Таким образом, нет ни одного аргумента в защиту сохранения страховых медицинских организаций в системе ОМС, и есть немалое число доводов против их сохранения, что указывает на необходимость их полного оттуда вывода.
Это может быть осуществлено в течение одного-двух лет.
Проект закона предлагает также вернуть норму о том, что помощь, оказываемая в рамках ОМС, не может быть объектом страхования по ДМС. При этом финансирование из средств ОМС предлагается дополнить указанием на финансирование из государственного бюджета, которое так же не может дублироваться средствами ДМС.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании" не потребует дополнительных расходов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.