Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 203028-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в целях совершенствования механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Законопроект разработан в целях исполнения пункта 2 раздела III протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" от 20 апреля 2017 г. N 28 (3) и пункта 6.15 сводного плана приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (протокол от 27 декабря 2016 г. N 15, с изменениями, внесенными протоколом от 20 апреля 2017 г. N 28 (3).
Изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на расширение и улучшение условий поддержки субъектов МСП, оказываемой в том числе при участии акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация).
В частности, предусматривается:
1) установление нормативов деятельности Корпорации, обеспечивающих финансовую устойчивость Корпорации, а также установление требования к раскрытию информации о соблюдении указанных нормативов в целях отнесения независимых гарантий и поручительств, выдаваемых Корпорацией, к обеспечению первой категории качества;
2) ограничение возможных убытков Корпорации в отдельных отчетных периодах суммой нераспределенной прибыли;
3) право дочерних компаний Корпорации осуществлять инвестирование и (или) размещение временно свободных средств;
4) определение перечня разрешенных активов (объектов инвестирования) для инвестирования и (или) размещения временно свободных средств Корпорации и ее дочерних обществ.
Присвоение гарантиям Корпорации первой категории качества позволит удешевить кредиты субъектам МСП за счет снижения банками-партнерами Корпорации резервов на возможные потери по ссудам, обеспеченным гарантиями и поручительствами Корпорации, так как в части гарантии Корпорации ставка резервирования составит 0%, что станет стимулирующим фактором для банков по увеличению объема кредитов субъектам МСП, обеспеченных гарантиями и поручительствами Корпорации.
В целях обеспечения возможности присвоения гарантиям Корпорации первой категории качества по предложению Центрального банка Российской Федерации предлагается законодательно установить следующие обязательные нормативы деятельности Корпорации, обеспечивающие ее финансовую устойчивость (далее - нормативы):
норматив достаточности собственных средств (капитала);
норматив соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств;
максимальный размер риска на одного контрагента или группу связанных контрагентов;
совокупная величина риска по инсайдерам Корпорации.
При этом числовые значения и порядок расчета нормативов будут установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, для указанной цели законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень разрешенных активов (объектов инвестирования) для инвестирования и (или) размещения временно свободных средств Корпорации:
долговые обязательства Российской Федерации;
депозиты в Банке России;
депозиты в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
облигации Банка России.
Одновременно законопроектом предлагается установить обязанность Корпорации раскрывать информацию о соблюдении нормативов посредством размещения данных о фактических числовых значениях нормативов и информации, необходимой для их расчета, на официальном сайте Корпорации в сети "Интернет" и в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также обеспечивать проверку соблюдения нормативов аудиторской организацией.
Требования к отбору аудиторской организации, а также порядок и сроки проведения аудиторской организацией проверки будут установлены Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Заключение аудиторской организации о результатах проверки соблюдения Корпорацией нормативов будет направляться в Правительство Российской Федерации в порядке и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предложенный порядок проверки соблюдения Корпорацией нормативов позволит Центральному банку Российской Федерации контролировать статус первой категории качества для гарантий Корпорации при условии соблюдения Корпорацией нормативов.
Законопроектом определяется также право на инвестирование и (или) размещение дочерними обществами Корпорации временно свободных средств.
Так, в соответствии с разделом 2 паспорта приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10), предусмотрено создание в 2017 году 2 региональных лизинговых компаний (РЖ), реализующих программы льготного лизинга оборудования для субъектов МСП по ставке не более 8% при предоставлении в лизинг иностранного оборудования, и не более 6% - при предоставлении в лизинг российского оборудования.
РЛК будут создаваться как дочерние общества Корпорации при одновременном формировании уставного капитала за счет двух источников: целевых средств Корпорации - 1500 млн. рублей в каждое общество и 500 млн. рублей - средства бюджета субъекта Российской Федерации - победителя конкурса Корпорации.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ Корпорация наделена правом на размещение временно свободных средств, но такое право отсутствует у ее дочерних обществ.
Вместе с тем сформированная финансово-экономическая модель работы РЛК показывает, что при создании компании в 2017 году формирование целевого лизингового портфеля потребует не менее трех лет. На этот период операционные расходы РЖ будут покрываться доходами от размещения временно свободных денежных средств. В случае отказа от возможности такого размещения РЖ с первого года своего существования до конца 2019 года будет не в состоянии покрывать текущие расходы, что приведет к возникновению убытков и потери части целевого капитала.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190 "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" лизинговые компании, в чьи уставные капиталы Корпорацией направляются взносы, источником которых являются бюджетные инвестиции, будут обязаны:
перечислить данный взнос в уставный капитал на лицевой счет, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
осуществлять операции по списанию средств, отраженных на лицевом счете, после проведения территориальным органом Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок казначейского сопровождения целевых средств в 2017 году определяется приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 244н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В соответствии пунктом 7 данного порядка при санкционировании целевых расходов орган Федерального казначейства не принимает к исполнению платежные поручения юридического лица на перечисление целевых средств в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, если федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не установлено иное (с последующим возвратом указанных средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая средства, полученные от их размещения).
Таким образом, проектируемые нормы в части наделения дочерних обществ Корпорации инвестировать и (или) размещать временно свободные средства позволят дополнительно обеспечить сохранность и эффективность использования денежных средств, внесенных Корпорацией в уставные капиталы РЛК.
До установления Правительством Российской Федерации требований к банкам, на депозиты которых Корпорация вправе размещать временно свободные средства, Корпорация и ее дочерние общества будут вправе осуществлять размещение временно свободных средств на депозиты банков, требования к которым определены советом директоров Корпорации и коллегиальными органами управления дочерних обществ Корпорации.
Кроме того, законопроектом вводится ограничение размера возможных убытков Корпорации в отдельных отчетных периодах в размере, не превышающем сумму накопленной нераспределенной прибыли за предыдущие периоды.
Так, в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерным обществом является коммерческая организация, основной целью которой является извлечение прибыли.
Вместе с тем функции Корпорации как института развития, установленные Федеральным законом N 209-ФЗ, носят социальный (безвозмездный) характер и не могут приводить к возникновению прибыли Корпорации.
Так, в частности:
1) с целью снижения нагрузки на малый и средний бизнес ставки комиссионного вознаграждения за гарантии и поручительства Корпорации установлены на льготном уровне, который не обеспечивает покрытие фактических потерь и рисков (в соответствии с решением совета директоров Корпорации от 13 сентября 2016 г. (протокол N 18) были снижены ставки комиссии за выдачу гарантий и поручительств: с 1,25% до 0,75% годовых - за выдачу гарантий; с 0,5% до 0,1% годовых - за выдачу поручительств в рамках Программы 6,5%);
2) сервисы Бизнес-навигатора МСП, созданного Корпорацией, предоставляются субъектам МСП безвозмездно.
Бизнес-навигатор МСП позволяет в том числе:
снизить предпринимательские риски путем раскрытия рыночных ниш;
подобрать оптимальное местоположение и помещение для ведения бизнеса из числа объектов, находящих в частной или государственной (муниципальной) собственности;
рассчитать примерный бизнес-план для различных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности и режимов налогообложения, в том числе предусматривающий привлечение заемных средств;
получить в "одном окне" информацию обо всех видах финансовой, информационной, маркетинговой, правовой и имущественной поддержки МСП (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
получить информацию о закупках крупнейших заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- узнать о расположении отделений банков - партнеров Корпорации и предлагаемых ими кредитных продуктах.
3) организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции осуществляется безвозмездно;
4) правовая и имущественная поддержка субъектов МСП осуществляются Корпорацией на безвозмездной основе.
Все указанные меры, реализуемые Корпорацией, обеспечивают для субъектов МСП снижение финансовой нагрузки и стоимости привлечения кредитных ресурсов, а также создают условия для расширения бизнеса и увеличения объема продаж.
В соответствии со Стратегией развития Национальной гарантийной системы (НГС) предусмотрен следующий объем гарантийной поддержки субъектов МСП (с учетом докапитализации НГС):
Объем предоставления гарантий и поручительств в рамках НГС
Период |
Объем выданных гарантий и поручительств, в том числе поручительств по Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей |
||
итого |
АО "Корпорация "МСП" и АО "МСП Банк" |
РГО |
|
2015 г. |
39 |
18 |
21 |
2016 г. |
65 |
42 |
23 |
2017 г. |
104,8 |
79,8 |
25 |
2018 г. |
101 |
73 |
28 |
2019 г. |
105 |
75 |
30 |
2020 г. |
105 |
75 |
30 |
Итого за 2015 - 2020 гг. |
519,8 |
362,8 |
157 |
При этом объем предоставляемых Корпорацией гарантий и поручительств субъектам МСП за период с 2016 по 2020 год должен достигнуть 323,8 млрд. рублей.
Расширение гарантийной поддержки, наращивание операционного портфеля гарантий и поручительств, создание резервов на возможные потери, предоставление безвозмездных сервисов субъектом МСП в совокупности со снижением доходности по депозитам могут приводить к возникновению отрицательного финансового результата, в том числе приводящего к уменьшению уставного капитала.
Убытки, возникающие в результате реализации задач, носящих социальный характер, Корпорация компенсирует посредством получения дохода от использования капитала. С целью решения данной задачи Корпорация инвестирует денежные средства в облигации федерального займа и краткосрочные банковские депозиты.
Вместе с тем согласно международной практике институты развития, ориентируясь на долгосрочный характер деятельности, поддерживают достаточный уровень капитала.
Снижение капитала Корпорации приведет к следующим последствиям:
окажется невозможным поддержание гарантий и поручительств Корпорации на уровне I категории качества в соответствии с требованиями Банка России;
снижение привлекательности (надежности) гарантий и поручительств Корпорации со стороны субъектов МСП и кредитных организаций.
Таким образом, в случае уменьшения капитала Корпорации было бы невозможно обеспечить надежность гарантийного механизма и эффективность гарантий Корпорации, предоставляемых субъектам МСП.
С целью предотвращения уменьшения капитала Корпорации законопроектом вводится норма, ограничивающая возможные убытки Корпорации в отдельных отчетных периодах суммой нераспределенной прибыли, накопленной за предыдущие отчетные периоды.
При условии внесения предлагаемых изменений Корпорация обеспечит предоставление планового объема гарантий и поручительств за период с 2016 по 2020 год в размере 323,8 млрд. рублей*. При этом в целом по НГС за период с 2016 по 2020 годы будет предоставлено гарантий и поручительств на сумму 480,8 млрд. рублей, что позволит привлечь субъектам МСП кредитных ресурсов на сумму 851,7 млрд. рублей.
После наращивания портфеля гарантий и поручительств и образования резервов к концу прогнозного периода деятельность Корпорации возвращается на прибыльный уровень (прогнозная прибыль по итогам 2020 года ожидается в размере 104 млн. рублей). Вместе с тем суммарный убыток, полученный Корпорацией в течение 2017 - 2019 гг., полностью покрывается нераспределенной прибылью прошлых лет, не уменьшая уставный капитал Корпорации.
Таким образом, будет осуществлено выполнение планового объема предоставления гарантий и поручительств Корпорации, обеспечено снижение стоимости привлечения кредитных ресурсов для субъектов МСП, при сохранении капитала Корпорации.
Законопроектом предлагается реализовывать право Корпорации планировать и получать убыток, не превышающий величину нераспределенной прибыли, накопленной за предыдущие отчетные периоды, на основании соответствующих директив представителям интересов Российской Федерации в Совете директоров Корпорации, выдаваемыми в соответствии с актами Правительства Российской Федерации.
Принятие федерального закона будет способствовать совершенствованию механизмов поддержки субъектов МСП в целом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
_____________________________
* В случае докапитализации Корпорации на цели развития гарантийной поддержки субъектов МСП:
в 2017 году - на 9,8 млрд руб., в 2018 году - на 6,2 млрд. руб.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении требований к кредитным организациям, на депозиты которых акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", его дочерние общества, за исключением кредитных организаций, вправе осуществлять размещение временно свободных средств".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об определении числовых значений и порядка расчета нормативов финансовой устойчивости АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении требований к отбору аудиторской организации для проведения проверки соблюдения АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" нормативов финансовой устойчивости", а также об установлении порядка и сроков проведения указанной проверки".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
4) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка раскрытия АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" информации о соблюдении нормативов финансовой устойчивости, а также порядка и сроков направления в Правительство Российской Федерации заключения аудиторской организации о результатах проверки соблюдения АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" указанных нормативов".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.