Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 203948-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с абзацем первым раздела 1 Программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 57-р, поручениями Правительства Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N АД-П19-4612 и от 18 июля 2015 г. N АД-П9-4824 в целях обеспечения правовых оснований для компенсации затрат перевозчика, возникающих при отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика.
Минтрансом России предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 марта 2003 г. N 17-ФЗ (далее - Устав) в части наделения Минтранса России компетенцией на издание порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в(из) ремонт(а), порядка определения платы перевозчику, в связи с такой отцепкой (прицепкой) по причине, не зависящей от перевозчика.
В настоящее время происходит рост расходов на осуществление начально-конечных операций с неисправными вагонами по отцепке и прицепке их к поездам, а также за груженый пробег вагонов, следующих в текущий ремонт, при этом расходы за данные операции несет перевозчик.
Создание правовых оснований взимания указанного сбора (платы) путем внесения изменений в Устав обеспечит возможность принятия нормативного правового акта, регламентирующего правила отцепки грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику в текущий отцепочный ремонт, и порядок компенсации расходов перевозчика, понесенных в связи с отцепкой таких вагонов по причине, не зависящей от перевозчика.
Также Минтрансом России предлагается внести изменения в статью 19 Устава в части включения в перечень лиц, которые несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с аварийными ситуациями, владельцев железнодорожного подвижного состава.
По мнению Минтранса России, владельцы железнодорожного подвижного состава наравне с грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования должны нести ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями.
Принятие всего комплекса нормативных правовых актов, первым из которых должен стать федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", должно обеспечить компенсацию возникающих у перевозчика дополнительных затрат при отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт (не компенсируемых тарифами на перевозку), а также (наряду с уже принятым приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 35/12) должно стать мерой экономического стимулирования для приобретения новых вагонов с улучшенными характеристиками и поддержания существующего парка грузовых вагонов в надлежащем техническом состоянии.
Планируемым результатом этого должно стать улучшение эксплуатационной обстановки на сети железных дорог, увеличение скорости доставки грузов и порожних вагонов, ускорение их оборота, а также стимулирование приобретения новых вагонов, обладающих улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" потребует принятия следующего нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти:
N |
Наименование нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации |
Основание необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Краткое описание акта (цель, предмет, содержание правового регулирования) |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку (головной исполнитель, соисполнители) |
1 |
Приказ Минтранса России "Об утверждении Порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в(из) ремонт(а), порядка определения платы перевозчику, в связи с такой отцепкой (прицепкой) по причине, не зависящей от перевозчика" |
статья 1 законопроекта |
3 месяца |
Установление Порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в(из) ремонт(а), порядка определения платы перевозчику, в связи с такой отцепкой (прицепкой) по причине, не зависящей от перевозчика |
Минтранс России Минэкономразвития России Минпромторг России ФАС России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.