Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на устранение правовых неопределенностей, касающихся регулирования договоров синдицированного кредита. Развитие правового регулирования синдицированного кредита позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
Долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заемщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим заметный потенциал роста. На текущий момент около 8% инвестиций финансируется за счет банковского кредита.
В настоящее время важными факторами, ограничивающими потенциал долгосрочного кредитования, являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5-7 лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надежных механизмов рефинансирования, а также недостаточное развитие современного финансового инструментария.
Большинство из перечисленных недостатков может быть устранено с использованием современных схем финансирования, которые широко применяются на зарубежных рынках.
Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и потому имеет значительный потенциал развития в современных условиях. Ему присущ также ряд преимуществ по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:
- с точки зрения заемщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;
- с точки зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков и клиентов, дает положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика. С учетом небольшого, по международным меркам, капитала российских банков использование синдицированного кредита позволяет преодолеть ограничение кредитного риска на одного заемщика (обязательный норматив Н6). Кроме того, банк-организатор может увеличить доход от кредитования за счет комиссии за организацию кредита;
с точки зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли.
В 2005 - 2008 годах годовой объем синдицированных кредитов, привлекаемых российскими заемщиками, составлял 35 - 70 млрд. долларов США. Общее число сделок в 2005 году превысило 120. После резкого спада, имевшего место в 2009 году, в 2010 - 2014 гг. объемы рынка начали восстанавливаться, достигнув 35 - 40 млрд. долларов США в год, при среднегодовом количестве сделок около 60. Однако в последние два года произошло кардинальное сжатие рынка. В 2015 году было заключено всего 13 сделок на общую сумму около 7 млрд. долларов США.
Сокращение рынка стало результатом ограничения финансирования российских компаний, вызванного введением секторальных санкций. В осложнившейся геополитической обстановке иностранные банки снизили свою активность. Доступ на рынок синдицированного кредита сохранил ограниченный круг крупнейших компаний. Проводимые сделки предусматривают снижение сроков финансирования с обычных ранее 5-7 лет до 4 - 5 лет.
Такие факторы, как ужесточение требований к достаточности банковского капитала (Базель И, III), особенно для инвестиционного и долгосрочного кредита, и использование органами банковского надзора мотивированного суждения, в том числе при определении связанности заемщиков, ограничивают потенциальный объем кредитных рисков, которые могут принимать банки. Наличие в кредитном портфеле банков крупных заемщиков расширяет перечень активов, пригодных для рефинансирования, и позволяет снизить риски ликвидности.
Классический синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному заемщику на единых условиях. В каждом кредитном договоре может быть указан идентичный срок погашения обязательств заемщика и размер процентной ставки или же могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по кредиту. Отношения участников синдиката и заемщика определены в едином документе - договоре синдицированного кредита. При этом каждый кредитор обладает индивидуальным правом требования к заемщику, а также несет индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита. Все расчеты по предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а управление предоставленным кредиторам обеспечением осуществляется управляющим залогом от своего имени и в интересах кредиторов.
В соответствии с международной практикой договор об объединении кредиторов (синдикате) квалифицируется в качестве многостороннего договора, отличного от договора простого товарищества.
В английском праве по договору синдицированного кредита каждый из банков-кредиторов выдает самостоятельный кредит заемщику. Поэтому обязательства и права каждого банка не зависят от обязательств и прав иных кредиторов. Обычный синдикат не является товариществом (partnership) в английском праве, поскольку участники синдиката не имеют совместной прибыли. Кроме того, в товариществе между участниками возникают фидуциарные обязанности, например, полное раскрытие информации и избежание конфликта интересов, взаимные обязательства по возмещению убытков, специальные налоговый режим и режим банкротства. Все это отсутствует при синдицированном кредитовании. Банк не принимает обязательств перед другими банками или перед заемщиком, что все прочие участники синдиката исполнят свои обязательства по выдаче кредита заемщику. Банки не являются солидарными должниками и правила о солидарном обязательстве к ним не применяются. Банки не являются также солидарными кредиторами.
Особенностями сделок синдицированного кредитования является осуществление банком-организатором значительной предварительной работы по организации и координации сделки синдицированного кредитования среди всех участников, включая предварительные переговоры с заемщиком, согласование структуры и условий сделки, привлечение юридических и финансовых консультантов, формирование состава синдиката и прочее. Традиционно документация для такого рода сделок предусматривает право кредиторов беспрепятственно уступать свою долю в синдицированном кредите другому лицу (замена кредитора).
В международной практике банковские тарифы в сделках синдицированного кредита характеризуются повышенной сложностью. Это связано с тем, что функции по исполнению сделки разделены между разными банками, выполняющим специализированные задачи. Специализация позволяет обеспечить низкий уровень процентных ставок по кредиту. Установление помимо процентов в виде платы за пользование кредитом иных комиссий, вознаграждений и платежей (в том числе фиксированной однократной платы) является стандартной международной практикой.
Эти платежи устанавливаются с целью компенсации расходов кредитора на заключение и исполнение договора или компенсацию последствий от досрочного возврата кредита заемщиком, а также с целью привлечения кредиторов к участию в кредите.
Важную роль в синдицированном кредитовании играет лицо, которое управляет залогами и обеспечением в интересах всех кредиторов-созалогодержателей (управляющий залогом). Однако управляющий залогом действует от имени кредиторов, поэтому в соответствии с действующим регулированием именно они (а не управляющий залогом) подлежат регистрации в соответствующих залоговых реестрах в качестве залогодержателей (реестре прав на недвижимое имущество, реестре уведомлений о залоге движимого имущества и прочее.).
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" новой статьей 25.2 "Синдицированный кредит". Законопроект предусматривает также изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.
Введение общей нормы о синдицированном кредите является одним из наиболее востребованных современной банковской практикой изменений. Фактически синдицированные кредиты уже активно используются на практике. Исходя из существа отношений по синдицированному кредиту, соответствующий договор следует квалифицировать как смешанный договор. При этом выделяются три группы отношений между его сторонами:
1) отношения между каждым из банков-кредиторов и заемщиком представляют собой отношения по договорам кредитной линии (кредитным договорам);
2) отношения между кредиторами (межкредиторское соглашение, договор об объединении (синдикате) кредиторов). Договор об объединении кредиторов по содержанию является многосторонним соглашением о координации действий кредиторов, направленных на достижение общей цели - предоставлении кредита заемщику). В договоре устанавливается порядок осуществления прав кредиторов по отношению к заемщику, кредитному управляющему и управляющему залогом;
3) отношения "кредиторы - управляющий залогом" и "кредиторы - кредитный управляющий".
Законопроект также предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) в части установления требований залоговых кредиторов. Тем самым устраняется существующая правовая неопределенность.
Интересы залоговых кредиторов представляет управляющий залогом, действующий на основании договора управления залогом. Кредиторы не вправе самостоятельно осуществлять права, предусмотренные Законом о несостоятельности, до момента прекращения договора управления залогом. Таким образом, повышается прогнозируемость поведения кредиторов в делах о банкротстве, а также шансы должника на реализацию реабилитационных процедур. Выплаты из конкурсной массы в счет погашения требований, обеспеченных залогом, производятся в адрес управляющего залогом, который распределяет полученные средства в соответствии с договорными отношениями кредиторов.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
Законопроект не противоречит положениям Договора об Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.