Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 мая 2015 г. N Пр-981 и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 мая 2015 г. N ДМ-П13-3539 о принятии мер по предотвращению реализации на внутреннем российском рынке моторного топлива, не соответствующего требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - технический регламент).
Проектом федерального закона предлагается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 14.43.1, которой предусматривается административная ответственность за нарушение требований технического регламента.
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагающих усиление ответственности за нарушение требований технического регламента, вызвано необходимостью нормализации ситуации с качеством и безопасностью топлива на внутреннем российском рынке и направлено на применение дополнительных мер по защите потребительского рынка от некачественного и контрафактного топлива.
Ситуация в области соблюдения организациями нефтепродуктообеспечения требований технического регламента и уровень нарушений в данной области, несмотря на значительное увеличение административной ответственности за последние годы, практически не изменяется. Доля организаций нефтепродуктообеспечения, допустивших правонарушения в 2011 - 2015 годах, в среднем составляет 30 - 31%. При этом сумма наложенных административных штрафов за нарушения требований технического регламента в 2011 году составляла - 2,6 млн. руб., в 2012 году - 11,3 млн. руб., в 2013 году - 13,7 млн. руб., в 2014 году - 12,7 млн. руб., в 2015 году - 68,3 млн. руб.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 мая 2015 г. N Пр-981 и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 мая 2015 г. N ДМ-П13-3539 о предотвращении реализации на автозаправочных станциях (далее - АЗС) моторного топлива, не соответствующего техническому регламенту, в 2015 году проверено 3702 АЗС, нарушения регламентированных требований установлены на 1574 АЗС (42,5%).
Контрольно-надзорным мероприятиям подвергнута деятельность 846 сетевых АЗС, входящих в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний, и 2856 независимых АЗС.
Количество АЗС, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составило 2,7 тыс. АЗС.
Основная доля выявленных в ходе проверок нарушений приходится на независимые АЗС (48%), которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Нарушения требований технического регламента в части физико-химических показателей моторного топлива выявлены в 717 случаях, при этом 657 случаев установлены при проведении проверок независимых АЗС.
Нарушения в области обязательного подтверждения соответствия топлива по маркировке и содержанию необходимой информации для потребителей установлены в 912 случаях.
Нарушения в области обеспечения единства измерений в части применения неповеренных средств измерений и недолива топлива выявлены в 420 случаях.
По фактам выявленных нарушений применены меры административного воздействия в отношении допустивших нарушения лиц. Сумма наложенных административных штрафов составила 68,3 млн. руб.
До соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", ответственность за нарушение требований технических регламентов, в том числе в части нарушений обязательных требований к моторному топливу, определялась частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер административного штрафа для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, составлял 4-5 тыс. рублей, на юридических лиц составлял 40-50 тыс. рублей.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушения требований технических регламентов, размеры штрафов значительно увеличены и установлены в следующих пределах: должностные лица - 10 - 20 тыс. рублей; лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица - 20-30 тыс. рублей, юридические лица - 100 - 300 тыс. рублей.
В диспозиции части 1 проектируемой статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить ответственность за нарушения требований технического регламента.
Доля нарушений по маркировке и содержанию необходимой информации для потребителей, а также в области обязательного подтверждения соответствия топлива от общего количества нарушений составляла в 2012 году - 42%, в 2013 году - 39,5%, в 2014 году - 43%, в 2015 году - 58%.
За нарушения в данной части предлагается наложение административного штрафа в размере 100-300 тыс. рублей.
В диспозиции части 2 проектируемой статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить ответственность за нарушения требований технического регламента в части несоответствия характеристик топлива установленным требованиям.
Согласно результатам государственного контроля (надзора) доля нарушений по показателям безопасности и несоответствию регламентированных характеристик топлива (физико-химических показателей) от общего количества нарушений составляла в 2012 году - 75%, в 2013 году - 60,5%, в 2014 году - 71,1%, в 2015 году - 45,5%.
За нарушения в данной части предлагается наложение административного штрафа в размере одного процента суммы выручки от реализации товаров за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Частью 3 проектируемой статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установление ответственности за повторное совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за нарушения требований технического регламента в части несоответствия характеристик топлива.
В качестве административного наказания за повторное правонарушение предусматривается наложение административного штрафа в размере двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Проектом федерального закона установлено, что для исчисления размера административного штрафа используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента, на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Проектом федерального закона предусмотрена равная административная ответственность за указанные правонарушения для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволят ужесточить ответственность недобросовестных организаций нефтепродуктообеспечения, а в случаях повторения противоправной деятельности позволят приостанавливать производственную деятельность и исключить из оборота некачественное и небезопасное для использования топливо.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке'*
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.