Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 208840-7 "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается ратификация Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г., подписанной от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 26 января 2009 г. (далее - Конвенция).
Ряд положений Конвенции предусматривает многовариантность действий государства в рамках исполнения им своих обязательств. В связи с этим в проекте федерального закона имеются заявления, учитывающие требования законодательства Российской Федерации.
Так, имеется заявление, предусматривающее применение пункта 1 статьи 3 "Конфискационные меры" Конвенции только в отношении преступлений, указанных в пункте "а" части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс). Данное заявление обусловлено положениями Уголовного кодекса, в соответствии с которыми под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества (в том числе денег и ценностей), полученного в результате совершения таких преступлений.
Законопроектом делаются заявления, касающиеся конфискационных мер, полномочий и приемов при расследовании, запросов информации по банковским счетам и запросов об их мониторинге, осуществления конфискации, вручения документов, формы запроса и его языка, ограничения использования сведений и доказательств, сотрудничества между подразделениями финансовой разведки.
Законопроектом определяются центральные органы, ответственные в Российской Федерации за направление запросов и ответов на них в соответствии с положениями Конвенции, за исполнение таких запросов или их передачу органам, обладающим необходимой компетенцией для их исполнения, а также определяется орган, осуществляющий функции подразделения финансовой разведки, предусмотренного Конвенцией.
Заявления, сопровождающие ратификацию Конвенции, подготовлены с учетом законодательства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся установления в отношении юридических лиц административной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем.
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена положением статьи 10 Конвенции, в соответствии с которым каждая Сторона принимает законодательные и иные меры, обеспечивающие возможность привлечения юридических лиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией уголовные преступления по отмыванию денежных средств, совершенные для их выгоды любым физическим лицом, действующим самостоятельно или как орган юридического лица, занимающим руководящую должность в данном юридическом лице.
Конвенция отвечает ранее принятым Российской Федерацией международным обязательствам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ратификация Конвенции повысит эффективность взаимодействия с зарубежными государствами в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, создаст дополнительные возможности для развития международного сотрудничества компетентных органов в части, касающейся выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, усилит правовые гарантии такого сотрудничества, станет еще одним подтверждением стремления Российской Федерации вести борьбу с указанными преступлениями.
Конвенция содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"
Принятие федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма" не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"
Принятие федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся установления в отношении юридических лиц административной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, в соответствии со статьей 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"; примерный срок подготовки - декабрь 2017 г.; головной исполнитель - Росфинмониторинг).
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.