Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 207015-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)" (далее - проект федерального закона) подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации в продолжение недавно состоявшейся реформы гражданского законодательства в части юридических лиц.
С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", закрепивший в пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации (numerusclausus).
Вместе с тем Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) не учитывает этот принцип и содержит повторы, пробелы и противоречия.
Закон о некоммерческих организациях (в редакции проекта федерального закона) содержит нормы, определяющие особенности государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, их правового положения, создания, деятельности и ликвидации, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В частности, проект федерального закона определяет особенности государственной регистрации некоммерческих организаций, использования некоммерческими организациями средств индивидуализации, прекращения деятельности некоммерческих организаций.
Вместе с тем, имея в виду, что вопросы компетенции органов некоммерческих организаций и содержания их уставов не в полной мере урегулированы ГК РФ, в Законе о некоммерческих организациях (в редакции проекта федерального закона) содержатся положения, определяющие компетенцию высшего коллегиального органа некоммерческой организации и содержащие требования к ее уставу.
Учитывая, что в пункте 3 статьи 50 ГК РФ, содержащем исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут быть созданы юридические лица, отсутствуют отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, из Закона о некоммерческих организациях исключаются нормы об их государственной регистрации, ликвидации, отказе в государственной регистрации. При этом в статье 2 проекта федерального закона предусмотрены соответствующие переходные положения для созданных до вступления в силу проекта федерального закона отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Закон о некоммерческих организациях в редакции проекта федерального закона не охватывает общественные организации и общественные движения, являющиеся юридическими лицами, учитывая наличие Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", регулирующего в том числе отношения по их государственной регистрации. Работу по внесению соответствующих изменений в этой части планируется осуществить на следующем этапе гармонизации законодательства о некоммерческих организациях.
Закон о некоммерческих организациях в редакции проекта федерального закона не распространяется на государственные корпорации и государственные компании.
Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют общие нормы, регулирующие гражданско-правовое положение государственных корпораций.
Кроме того, в настоящее время деятельность государственных корпораций, государственной компании по инвестированию временно свободных денежных средств регулируется статьями 7.1, 7.2 Закона о некоммерческих организациях, на что содержатся отсылки в федеральных законах, регулирующих положение государственных корпораций и государственной компании, в связи с чем требуется внесение изменений в эти федеральные законы.
В связи с этим во избежание пробелов в законодательстве в период внесения соответствующих изменений в законодательные акты, в переходных положениях к проекту федерального закона предусматривается, что пункты 1 - 3.1, 4 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях сохраняют свое действие до вступления в силу федерального закона, регулирующего гражданско-правовое положение государственных корпораций, а пункт 3.2 статьи 7.1 и пункт 9 статьи 7.2 Закона о некоммерческих организациях - до вступления в силу федерального закона, регулирующего деятельность государственной корпорации, государственной компании по инвестированию временно свободных денежных средств.
Учитывая, что действие Закона о некоммерческих организациях в редакции проекта федерального закона не распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные и казенные учреждения, требуется принятие специального федерального закона, регулирующего их правовое положение.
При этом в переходных положениях к проекту федерального закона предусматривается, что нормы Закона о некоммерческих организациях в части государственных (муниципальных) бюджетных и казенных учреждений сохраняют свое действие до вступления в силу соответствующего федерального закона.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Реализация положений, предусмотренных федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Нормативный правовой акт |
Срок подготовки |
Головной исполнитель |
Соисполнители |
Проект федерального закона "О государственных (муниципальных) учреждениях" |
Декабрь 2018 г. |
Минфин России |
Минюст России |
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы в связи с принятием Федерального закона "О государственных (муниципальных) учреждениях" |
Декабрь 2018 г. |
Минфин России |
Минюст России |
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения правового регулирования деятельности государственных корпораций, государственной компании по инвестированию временно свободных денежных средств)" |
Декабрь 2018 г. |
Минюст России |
Минфин России |
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Нормативный правовой акт |
Срок подготовки |
Головной исполнитель |
Соисполнители |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (в части дополнения пункта 5.2.29 (1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации полномочием по принятию порядка определения стоимости чистых активов некоммерческой организации, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности) |
Декабрь 2017 г. |
Минфин России |
Минюст России |
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" (в части определения стоимости чистых активов некоммерческой организации, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности) |
Декабрь 2017 г. |
Минфин России |
Минюст России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.