Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 207009-7 "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время закрепленный в главе 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) понятийный аппарат не в полной мере соответствует Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - закон "О связи"). При этом практика применения положений КоАП РФ показывает, что ответственность, предусмотренная в КоАП РФ, во многих случаях недостаточна для должного воздействия на лиц, совершивших правонарушения.
Так, согласно результатам проведенного Роскомнадзором анализа наблюдается значительное увеличение количества выявленных нарушений операторами подвижной радиотелефонной связи порядка, требований и условий использования радиочастотного спектра (статья 13.4 КоАП РФ) в 2014 году (около 12 тысяч нарушений), 2015 году (более 12,6 тысяч нарушений) и 2016 году (более 13 тысяч нарушений) по сравнению с показателями 2012 года (около 5,3 тысячи нарушений) и 2013 года (около 6,9 тысяч нарушений).
Владельцы радиоэлектронных средств не выполняют требования законодательства в области связи, так как штрафные санкции существенно ниже извлекаемой прибыли, а также регулярно допускают повторное совершение административных правонарушений. В то же время проведение повторных мероприятий по радиоконтролю (после подтверждения исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений) увеличивает расходы средств федерального бюджета, отвлекает значительные кадровые ресурсы, но не приводит к существенному уменьшению повторных нарушений.
В настоящее время Федеральным законом "О связи" не устанавливается обязанность владельца зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - радиоэлектронные средства) установить их в определенном месте. Однако суть обязательной процедуры регистрации радиоэлектронных средств, предусмотренной статьей 22 Федерального закона "О связи", заключается в необходимости актуального учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастотного спектра. При этом регистрация радиоэлектронных средств подразумевает подтверждение соответствия параметров фактически установленного радиоэлектронного средства параметрам, определенным в разрешительных документах, в том числе такого значимого с точки зрения электромагнитной совместимости параметра, как место установки радиоэлектронного средства.
Учитывая изложенное, Минкомсвязью России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О связи", которым предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О связи" в части закрепления обязанности пользователя радиочастотным спектром по установке радиоэлектронного средства, подлежащего регистрации, по месту (координатам) установки, указанному в свидетельстве о регистрации радиоэлектронного средства.
Одновременно разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), в соответствии с которым предполагается уточнить составы административных правонарушений и увеличить размеры штрафов, предусмотренные статьями 13.3 и 13.4 КоАП РФ, а также дополнить статью 13.4 КоАП РФ составом правонарушения, предполагающим ответственность за неосуществление фактической установки радиоэлектронного средства по месту установки, указанному в свидетельстве о регистрации радиоэлектронного средства. Санкция за совершение такого административного правонарушения предполагает наложение на правонарушителей административного наказания в виде административного штрафа с конфискацией радиоэлектронных средств или без таковой.
В настоящее время положения статей 13.3 и 13.4 КоАП РФ предполагают наступление административной ответственности, в том числе за приобретение и эксплуатацию радиоэлектронных средств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и за несоблюдение установленных правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств. При этом необходимость получения специального разрешения (лицензии) на приобретение и эксплуатацию радиоэлектронных средств, а также утверждение правил, регулирующих порядок проектирования, строительства и установки радиоэлектронных средств, действующими нормативными правовыми актами также не предусмотрены.
Таким образом, предлагается исключить административную ответственность за приобретение и эксплуатацию радиоэлектронных средств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и за несоблюдение установленных правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств.
Новая редакция части 2 статьи 13.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение условий использования полос радиочастот, установленных соответствующим решением о выделении полос радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов, ранее предусмотренную статьями 13.3 и 13.4 КоАП РФ в отношении эксплуатации радиоэлектронных средств.
Руководствуясь риск-ориентированной моделью контрольно-надзорной деятельности и необходимостью разделения ответственности за совершение административного правонарушения в соответствии с отнесением к определенному классу (категории) опасности, предлагается закрепить различные меры административного воздействия при совершении правонарушений, связанных с использованием радиоэлектронных средств.
Так, неосуществление фактической установки радиоэлектронных средств по месту (координатам) установки, указанному в свидетельстве о регистрации, можно отнести к 5 классу опасности (умеренной категории риска) вследствие отсутствия угрозы создания недопустимых радиопомех. При этом использование радиоэлектронных средств, подлежащих регистрации, без регистрации и нарушение условий использования радиочастотного спектра можно отнести к 4 классу опасности (средней категории риска) вследствие угрозы создания недопустимых радиопомех. В связи с этим для части 1 проектируемой статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрен двукратный рост размеров штрафов, а для части 2 статьи 13.4 КоАП РФ - четырехкратный рост относительно размеров штрафов, предусмотренных действующей редакции указанной статьи.
По результатам проведенного Минкомсвязью России анализа за 2016 год общая сумма штрафов по нарушениям, связанным с использованием радиочастотного спектра, в отношении юридических лиц в Центральном федеральном округе составила 1,53 млн. рублей (337 нарушения) по части 1 статьи 13.4 КоАП РФ и 37,8 млн. рублей (4301 нарушение) по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ. Таким образом, усредненный размер штрафа составил 4,5 тыс. рублей (90% от максимально возможной величины) и 8,8 тыс. рублей (88% от максимально возможной величины) соответственно.
Законопроектом предлагается повысить размеры штрафов в среднем в три раза относительно размеров штрафов, предусмотренных действующей редакцией КоАП РФ, исходя из статистических данных об уровне инфляции за последние 9 лет, прошедших с момента принятия действующей редакции статьи, а также принимая во внимание, что предусмотренные действующей редакцией КоАП РФ штрафы для юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 2 статьи 13.4 КоАП РФ) не являются действенными в части предотвращения повторных нарушений. Увеличение размеров штрафов, а также возможность применения административного наказания в виде конфискации радиоэлектронного средства будет являться эффективной мерой борьбы с нарушениями условий использования радиочастотного спектра, в том числе в период проведения различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в статью 22 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи".
В настоящее время Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" не устанавливается обязанность владельца зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств устанавливать их в определенном месте. Внесение изменений в указанный федеральный закон необходимо в целях обеспечения реализации проектируемой статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проект соответствующего федерального закона подготовлен Минкомсвязью России и представлен в Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.