Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212189-7 "О внесении изменений в пункт 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона разработан в целях совершенствования правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Согласно действующей редакции пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.
Несмотря на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, экономические субъекты должны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Причем в случае, если годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, в орган Росстата требуется представить и аудиторское заключение.
За непредставление, несвоевременное представление в орган статистики аудиторского заключения, юридическое лицо и его должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП).
Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в новой редакции изложена статья 15.11 КоАП. По сравнению с предыдущей редакцией, которая устанавливала ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, в действующей редакции установлена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, под которым понимается, в том числе, отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита такой отчетности является обязательным). Одновременно увеличены штрафные санкции, в результате чего отсутствие аудиторского заключения (если наличие такового обязательно) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Повторное совершение аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Исторически организации потребительской кооперации обеспечивают сельских жителей необходимыми товарами и услугами - это жители 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек. Кооперативные организации имеют достаточно разветвленную систему предприятий, занимающихся как производственной, так и торговой деятельностью, находящихся на одном балансе. Торговое обслуживание, как правило, осуществляется через сеть кооперативных магазинов, количество которых варьируется от 5 до 40 и более в одной организации. При этом в значительном количестве населенных пунктов кооперативные предприятия являются единственными торговыми организациями.
Значительное количество магазинов находятся в малонаселенных селах и деревнях, удаленных от районных центров. Как правило, такие магазины убыточны, основное их назначение - выполнение социальной миссии по снабжению продуктами первой необходимости социально незащищенных слоев населения.
Возможность поддержания баланса интересов организаций потребительской кооперации и выполнения социальной миссии обеспечивает организационная структура потребительской кооперации - прибыльность одних магазинов в рамках одного юридического лица позволяет нивелировать убыточность других. Объем выручки от реализации товаров по каждому магазину значительно меньше 400 млн. руб., а по организации в целом, может незначительно превышать указанные значения. Следовательно, при фактическом не превышении значения объема выручки по каждому магазину, цеху и др. подразделениям юридического лица, кооперативная организация должна проводить обязательный аудит. В ином случае, юридическое лицо, должностные лица будут привлечены к административной ответственности, вплоть до дисквалификации руководителя.
Вместе с тем, требование о проведении обязательного аудита не распространяется, в том числе, на сельскохозяйственные кооперативы, союзы этих кооперативов.
Учитывая, что по организационному построению потребительская кооперация близка к сельскохозяйственной кооперации, принимая во внимание, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, предлагается не распространять на организации потребительской кооперации требования о проведении обязательного аудита по аналогии с сельскохозяйственными кооперативами, союзами этих кооперативов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.