Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217271-7 "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько от 26 января 2017 г. N СП-П44-374, данного во исполнение подпункта "д" пункта 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 8 декабря 2016 г. N ДМ-П13-7461 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 г. (от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346).
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг" с 1 января 2017 г. в законодательство Российской Федерации введено понятие некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг.
В соответствии с приоритетными направлениями деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, определенными Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. N 398, Правительством Российской Федерации утверждены перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества их оказания социально ориентированными некоммерческими организациями (постановление от 27 октября 2016 г. N 1096).
Исходя из действующих положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ввиду отсутствия в иных нормативных правовых актах, в том числе в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указания на соответствующие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценка качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации критериями должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти.
Однако законодательством Российской Федерации, например, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", организация предоставления, а также контроля качества оказания отдельных общественно полезных услуг возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, полномочия по принятию решений о признании социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг и включении таких организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг возложены Федеральным законом "О некоммерческих организациях" на уполномоченный орган - Министерство юстиции Российской Федерации, но не на его территориальные органы.
Подобное распределение полномочий по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг и ведению реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг может повлечь проблемы правоприменения, связанные с отсутствием у федеральных органов исполнительной власти необходимой информации о некоммерческих организациях, оказывающих общественно полезные услуги в регионах, представлением документов самими некоммерческими организациями для их включения в реестр исполнителей общественно полезных услуг.
В связи с этим законопроект предусматривает наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации наряду с федеральными органами исполнительной власти полномочиями по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг, а также территориальных органов уполномоченного органа (Минюста России) - полномочиями по принятию решений о признании социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг и включении таких организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Минюст России осуществляет ведение ведомственных реестров: зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестра национально-культурных автономий; реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестра представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
При этом, исходя из сложившейся практики, наполнение упомянутых реестров проводится территориальными органами Минюста России, непосредственно осуществляющими государственную регистрацию некоммерческих организаций. Кроме того, территориальные органы Минюста России осуществляют контрольно-надзорные функции в отношении некоммерческих организаций и ведут их учетные дела.
В учетных делах содержатся исчерпывающие сведения о некоммерческих организациях (в регистрационной части учетного дела содержатся непосредственно сведения о государственной регистрации и внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а в контрольной части учетного дела содержатся сведения, характеризующие текущую деятельность некоммерческой организации: отчеты о деятельности организации, акты реагирования, предупреждения, административные протоколы о выявлении нарушений действующего законодательства, результаты проверок, переписка с органами исполнительной власти в отношении данной организации).
В целях обеспечения всестороннего и объективного подхода при принятии решения о признании социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг необходимо учитывать информацию, содержащуюся в указанных выше учетных делах некоммерческих организаций, ведение которых непосредственно относится к компетенции территориальных органов Минюста России.
Таким образом, осуществление полномочий по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг исключительно Минюстом России, без возможности наделения такими полномочиями его территориальных органов, будет способствовать ряду негативных последствий, например, существенному увеличению сроков фактического прохождения социально ориентированными некоммерческими организациями процедур, предусмотренных Правилами принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 89 "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг", а также принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг при отсутствии полной характеристики некоммерческой организации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) потребует:
а) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 89 "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг".
Внесение изменений предполагается в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
б) издания органами государственной власти, осуществляющими оценку качества услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям.
Издание указанных актов предполагается в течение одного года со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.