Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 219116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Объем рынка таксомоторных перевозок в России в 2015 году, по разным оценкам, составил от 6 до 9 млрд долларов. И, по прогнозам экспертов, в ближайшие три года он вырастет до 15-20 млрд, причем, по большей части, за счет онлайн-сервисов. И их доля будет постоянно возрастать. Уже сейчас в Москве доля заказа такси через мобильные приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Санкт-Петербурге - 30%, в городах-миллионниках - около 8%. Даже в небольших регионах доля интернет-агрегаторов услуг пассажирских перевозок постепенно увеличивается.
Во многом такая популярность обусловлена тем, что интернет - агрегаторы предлагают перевозки по ценам, которые существенно ниже, чем у обычных таксомоторных компаний. Отсутствие зачастую своего парка автомобилей и, соответственно, затрат на его ремонт, на обеспечение безопасности пассажироперевозок позволяют рассчитывать тарифы мобильных приложений по вызову такси исходя из себестоимости услуг по приему заказа через Интернет.
Доплаты водителям и массированная реклама приложений производятся компаниями из значительных средств, привлекаемых на развитие на международных инвестиционных рынках. Точные данные о финансовых показателях, как и комиссии, взымаемые с водителей, большинство таких интернет-операторов не раскрывает.
При этом, правой статус самих интернет-агрегаторов пассажирских перевозок пока на законодательном уровне никак не определен. Это не только дает им конкурентное преимущество в сравнении с другими игроками рынка пассажирских перевозок, но и сильно снижает безопасность оказываемых услуг, ставя под угрозу здоровье, а иногда и жизнь пассажиров, включая детей.
По данным МВД г. Москвы, только в течение января 2017-го года правоохранительные органы несколько раз сообщали о нападении таксистов на клиентов с целью ограбления, а также о совершении немотивированных агрессивных действий в отношении пассажиров. К примеру, в начале этого года столичная полиция сообщила о задержании и допросе таксиста, напавшего на своих пассажиров и выбросившего из машины двухлетнего мальчика. В результате падения на землю мальчик получил сотрясение мозга.
В конце декабря 2016 года на юго-востоке Москвы водитель такси ограбил и избил пассажира. В начале января в Москве был задержан таксист, угрожавший женщине пистолетом и похитивший у нее кошелек. Аналогичные случаи происходят и в других регионах России. И, несмотря на информацию о снижении числа нелегальных водителей такси, статистика МВД свидетельствует о том, что безопасность пассажироперевозок на фоне роста популярности этого вида транспорта остается очень низкой.
Для повышения, прежде всего, безопасности пассажиров, пользующихся услугами такси, а также создания равных конкурентных условий для интернет-операторов и других игроков рынка пассажирских перевозок, настоящим законопроектом предлагается регламентировать статус интернет-агрегаторов.
Проектом федерального закона устанавливается, что интернет-агрегатор пассажирских перевозок может сотрудничать только с теми перевозчиками, которые, во-первых, имеют соответствующее разрешение, а, во-вторых, чьи водители предоставили справку о наличии (отсутствии) судимости.
Соответствующий опыт законодательного регулирования деятельности операторов пассажирских перевозок имеет место и в странах ЕС, и в США. В частности, в штате Вирджиния для повышения безопасности пассажирских автоперевозок, реализуемых через систему Uber и Lyft, с 2015 года власти обязали интернет-агрегаторов предъявлять к работающим с ними водителям, среди прочего, следующие квалификационные требования: достижение 21-летнего возраста, отсутствие наркотической или алкогольной зависимости, прохождение проверки на отсутствие судимости за совершение преступлений сексуального характера или за растление малолетних.
Некоторые интернет-агрегаторы, работающие в России, уже требуют от водителей предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования.
Аналогичное требование о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости законопроектом вводится в отношении лиц, устраивающихся на работу водителем легкого такси.
Согласно проектируемым нормам интернет-агрегатору вменяется обязанность сообщить заказчику не только сведения о транспортном средстве и его водителе, но и номер разрешения, выданного уполномоченным органом на данное легковое такси.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием данного проекта федерального закона потребуется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.