Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 220190-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на создание нового для российской правовой системы института соглашения с регулятором как основания освобождения от административной ответственности. Законопроектом устанавливается, что исполнение лицом, в отношении которого ведется производство по делу о неправомерном использовании инсайдерской информации, либо о манипулировании рынком, либо о нарушении требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (далее - лицо, в отношении которого ведется административное производство), заключенного с Банком России соглашения является основанием для освобождения такого лица от административной ответственности. Предметом заключенного соглашения может являться обязанность указанного лица уплатить денежные средства и (или) совершить либо воздержаться от совершения определенных действий.
Как показывает мировая практика на примере административных расследований, связанных с противодействием манипулированию или использованию инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, институт соглашения с регуляторами имеет целый ряд достоинств. Так, заключение соглашения позволяет государству существенно повысить эффективность политики по защите публичных интересов в сфере регулирования финансового рынка. Поскольку соглашения предусматривают возврат полученной прибыли, а также уплату дополнительных сумм, раскрытие фактов заключения таких соглашений имеет значительное профилактическое влияние на участников рынка. Заключая соглашения, регуляторы финансового рынка существенно экономят трудовые и временные ресурсы, так как административные расследования правонарушений в сфере противодействия манипулированию или использованию инсайдерской информации носят длительный и трудоемкий характер. Так как полное исполнение соглашения со стороны участника рынка, как правило, ведет к прекращению административного разбирательства, это не позволяет считать участника рынка привлекавшимся к административной ответственности и исполнив соглашение участники рынка сглаживают негативный эффект факта начала административного расследования для собственной репутации как с позиции клиентов, кредиторов и партнеров, так и с позиции менеджмента и акционеров.
В России противоправное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком может классифицироваться как административное правонарушение (ст. 15.21, ст. 15.30 и ст. 15.35 КоАП РФ), так и уголовное преступление (ст. 185.3 и 185.6 УК РФ). В настоящее время Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации (Глава 40.1 УПК РФ) предусмотрены основания, порядок и последствия заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым - физическим лицом. В случае заключения такого соглашения, судья, удостоверившись, что подсудимым соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, выносит обвинительный приговор и подсудимому может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, условное осуждение или он может быть освобожден от отбывания наказания.
В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит такого основания освобождения от административной ответственности как возможность заключения и исполнения специального соглашения с государственными органами.
Законопроект устанавливает, что лицо, в отношении которого ведется административное производство освобождается от административной ответственности в случае исполнения заключенного с Банком России соглашения. Указанное соглашение может быть заключено с момента возбуждения дела об административном правонарушении и до момента вынесения постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. Для заключения указанного соглашения признание вины лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не требуется.
Соглашение может предусматривать обязанность лица, в отношении которого ведется административное производство:
1) уплатить сумму излишнего дохода либо сумму убытков, которых лицо избежало в результате предполагаемого неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком в общественно-государственный фонд, созданный в целях защиты прав вкладчиков и акционеров;
2) уплатить в общественно-государственный фонд, созданный в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, сумму, определенную Банком России;
3) принять меры либо совершить действия для предотвращения нарушения законодательства в будущем.
Общественно-государственный фонд, созданный в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, действует на основании и во исполнение Указов Президента Российской Федерации N 1157 от 18 ноября 1995 года "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров", N 408 от 21 марта 1996 года "Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров", N 1009 от 11 сентября 1997 года "О региональных и местных фондах по защите прав вкладчиков и акционеров". Постоянно действующим руководящим органом Фонда является Совет Фонда, состав которого утверждается Центральным Банком Российской Федерации.
Соглашением должен быть определен срок и порядок исполнения обязанностей, а также перечень подтверждающих исполнение документов. Законопроектом устанавливается, что срок исполнения обязанностей лицом, в отношении которого ведется административное производство, не может быть более шести месяцев со дня утверждения соглашения судом.
В случае надлежащего исполнения соглашения Банк России не позднее 5 дней прекращает производство по делу об административном правонарушении. В случае неисполнения соглашения Банк России возобновляет производство по делу об административном правонарушении в связи с неисполнением соглашения.
Кроме того, законопроектом предусматриваются особенности исчисления сроков давности привлечения к ответственности и сроков проведения административного расследования в случае подписания и исполнения соглашения с Банком России, а также нормы устанавливающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, дополняются положением о том, что возобновление Банком России производства по делу об административном правонарушении в связи с неисполнением мирового соглашения является обстоятельством, отягчающим ответственность.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.