Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 224941-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях совершенствования правового положения Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (далее - Корпорация), в том числе путем унификации правовых норм Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (далее - Закон о Корпорации) с федеральными законами о создании других государственных корпораций, повышения качества организации деятельности Корпорации и ее органов управления.
1. Законопроектом предполагается уточнить цель деятельности Корпорации, определенную в части 1 статьи 3 Закона о Корпорации.
В настоящее время содержание цели деятельности Корпорации является многосоставным (не одна цель, а цели), а также содержит не только цель, но и пути (способы) ее реализации, которые по сути являются функциями Корпорации, установленными, в том числе пунктами 2 и 4 части 3 статьи 3 Закона о Корпорации (по обеспечению поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, а также привлечению инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс).
При этом множественность целей, фактически установленных в Законе о Корпорации, предполагается в пункте 2 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и установлена для других государственных корпораций федеральными законами об их создании, в том числе частью 1 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития", часть 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также частью 1 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Только частью 1 статьи 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" для Агентства по страхованию вкладов установлена одна цель - обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
Таким образом, предлагается внести изменения в часть 1 статьи 3 Закона о Корпорации, установив следующие цели деятельности Корпорации: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции российскими организациями - разработчиками и производителями указанной продукции, в том числе организациями, в которых Корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения (далее - организации Корпорации), участие в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, а также внести соответствующие изменения в наименование и часть 2 указанной статьи и статьи 1, 5, 6 и 7 Закона о Корпорации.
2. Законопроектом предлагается уточнить процедуру назначения членов высшего органа управления Корпорации - ее наблюдательного совета, в том числе срок, назначения и состав, которая определена статьями 6 и 11 Закона о Корпорации.
В настоящее время федеральными законами о создании государственных корпораций установлены следующие особенности формирования их высших органов управления:
1) Корпорация - в состав наблюдательного совета Корпорации входят девять членов: четыре представителя Президента Российской Федерации, четыре представителя Правительства Российской Федерации, генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета по должности; члены наблюдательного совета назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет;
2) Госкорпорация "Росатом" - в состав наблюдательного совета входят девять членов, в том числе восемь - представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор корпорации, являющийся членом наблюдательного совета корпорации по должности; члены наблюдательного совета назначается Президентом Российской Федерации; сроки назначения не определены;
3) Госкорпорация "Роскосмос" - в состав наблюдательного совета корпорации входят одиннадцать членов, в том числе пять представителей Президента Российской Федерации и пять представителей Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор корпорации, являющийся членом наблюдательного совета корпорации по должности; члены наблюдательного совета назначается Президентом Российской Федерации; сроки назначения не определены;
4) Внешэкономбанк - в наблюдательный совет Внешэкономбанка входят восемь его членов и председатель Внешэкономбанка, члены наблюдательного совета Внешэкономбанка назначаются Правительством Российской Федерации в его состав сроком на пять лет;
5) Агентство по страхованию вкладов - в совет директоров Агентства входят 13 членов - семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности; председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации; порядок назначения других членов совета директоров Агентства в федеральном законе и сроки членства не определены;
6) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - состав наблюдательного совета Фонда утверждается Правительством Российской Федерации; в состав наблюдательного совета Фонда на срок осуществления деятельности Фонда включаются: шесть членов по представлению Президента Российской Федерации, пять членов по представлению Правительства Российской Федерации, четыре члена по представлению Федерального Собрания Российской Федерации (по два от каждой палаты Федерального Собрания), два члена по представлению Общественной палаты Российской Федерации.
Таким образом, для созданных без ограничения срока деятельности государственных корпораций, в которых членов наблюдательного совета, в том числе генерального директора, назначает Президент Российской Федерации, преобладающим является отсутствие срока назначения членов этих органов управления.
Дополнительно в целях расширения открытости деятельности и управления Корпорацией предлагается увеличить количество членов наблюдательного совета Корпорации с девяти до одиннадцати, сохранив существующее распределение - четыре представителя Президента Российской Федерации, четыре представителя Правительства Российской Федерации. Предполагается, что в качестве новых двух членов наблюдательного совета к назначению Президентом Российской Федерации могут быть представлены Корпорацией представители отечественного бизнес - сообщества, которые окажут положительное влияние на работу названного органа управления Корпорации, в целях обеспечения выполнения целей деятельности Корпорации, реализации ее функций и полномочий.
С учетом изложенного предлагается внести изменения в части 2, 3 и 7 статьи 11 Закона о Корпорации, увеличив количество членов наблюдательного совета Корпорации до 11, исключив пятилетний срок назначения, а также, признать утратившим силу часть 4 статьи 11 Закона о Корпорации, как дублирующий проектируемую редакцию части 3 этой статьи.
4. С 1 января 2015 г. пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" введен запрет федеральному государственному служащему (далее - государственный служащий) в связи с прохождением гражданской службы участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
Указанный запрет не позволяет государственным служащим принимать участие в управлении имеющими важное значение для Российской Федерации организациями Корпорации. При этом опыт деятельности Корпорации подтверждает необходимость такого участия, так как оно позволяет обеспечивать контроль за деятельностью и должный учет интересов государства при выполнении организациями Корпорации государственного оборонного заказа, государственной программы вооружения и мобилизационного плана, мероприятий федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества, а также проведение на высоком уровне экспертизы решений, принимаемых органами управления организаций Корпорации.
Таким образом, учитывая предусмотренную пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" правомочность устанавливать федеральным законом возможность и порядок участия государственных служащих в управлении хозяйствующих субъектов, в законопроекте предлагается статью 6 Закона о Корпорации дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Федеральные государственные служащие с письменного разрешения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лиц, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, могут на безвозмездной основе участвовать в управлении организациями Корпорации, акции (доли) которых находятся в собственности Корпорации, в качестве членов коллегиальных органов управления указанных организаций.".
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о Корпорации Корпорация наделена правом совершать все виды сделок, направленных на достижение цели, указанной в части 1 статьи 3 Закона о Корпорации.
При этом одним из эффективных инструментов оперативной передачи корпоративного контроля в рамках осуществления мероприятий по формированию в оборонно-промышленном комплексе и в других секторах экономики холдинговых компаний (интегрированных структур) Корпорации на основе хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых переданы Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации или приобретены Корпорацией на других основаниях, и обеспечения развития таких компаний (структур), а также реструктуризации организаций оборонно-промышленного комплекса и других секторов экономики, в том числе хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых переданы Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, является передача акций (долей в уставных капиталах) организаций Корпорации в доверительное управление Корпорации.
Учитывая, что в соответствии со статьей 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация (за исключением учреждения) может выступать доверительным управляющим по основаниям, предусмотренным законом, предлагается дополнить пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о Корпорации уточнением в части осуществления доверительного управления Корпорацией акциями (долями в уставном капитале) организаций Корпорации.
6. Законопроектом предлагается уточнить компетенцию Президента Российской Федерации, наблюдательного совета Корпорации, правления Корпорации и генерального директора Корпорации, установленные соответственно статьями 12, 14 и 16 Закона о Корпорации.
6.1. В настоящее время полномочия наблюдательного совета Корпорации в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о Корпорации предусматриваются указанным Федеральным законом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
При этом частью 2 названой статьи установлено, что по решению Президента Российской Федерации наблюдательный совет Корпорации может рассматривать иные вопросы ее деятельности. Реализуя указанные полномочия, издавались указы Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (пункт 4), от 17 марта 2015 г. N 139 "Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (пункт 3) и от 22 июля 2016 г. N 356 "О некоторых вопросах Государственной корпорации по содействию разработке производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (пункт 2), общим для которых являлось, что Президент Российской Федерации не принимал в них решений о рассмотрении наблюдательным советом Корпорации иных вопросов ее деятельности, а устанавливал дополнительные полномочия наблюдательного совета Корпорации, помимо полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о Корпорации.
Представляется необходимым синхронизировать правовые нормы Закона о Корпорации с изданными указами Президента Российской Федерации и конкретизировать компетенцию Президента Российской Федерации по установлению дополнительных полномочий наблюдательного совета Корпорации, помимо предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о Корпорации, для чего внести соответствующие изменения в статью 12 (в пункт 17 части 1 и часть 3, признав утратившей силу часть 2).
6.2. Пунктом 8 статьи 14 Закона о Корпорации установлено, что правление Корпорации осуществляет полномочия, предусмотренные исключительно этим Федеральным законом, без возможности их расширения для целей вынесения на рассмотрение этого коллегиального исполнительного органа в целях принятия решений других важных вопросов деятельности, помимо отнесенных к исключительной компетенции других органов управления Корпорации (наблюдательного совета и генерального директора) в соответствии с Законом о Корпорации.
Вместе с тем, законодательная практика построения системы определения компетенции коллегиальных исполнительных органов других государственных корпораций показывает следующее:
Госкорпорация "Росатом" - правление корпорации осуществляет иные полномочия, возложенные на правление корпорации решениями наблюдательного совета корпорации;
Госкорпорация "Роскосмос" - правление корпорации осуществляет иные полномочия, возложенные на правление корпорации решениями наблюдательного совета корпорации;
Внешэкономбанк - правление Внешэкономбанка осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития", если они не внесены к полномочиям других органов управления Внешэкономбанка;
Агентство по страхованию вкладов - правление Агентства осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства;
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - правление Фонда осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" полномочия, если указанные полномочия не отнесены к полномочиям других органов управления Фонда.
Представляется целесообразным по примеру наиболее близких по правовому положению к Корпорации госкорпораций "Росатом" и "Роскосмос" предусмотреть возможность решениями наблюдательного совета Корпорации, как ее высшего органа управления, возлагать на правление Корпорации полномочия, дополнительно к установленным Законом о Корпорации, дополнив пункт 8 статьи 14 Закона о Корпорации словами ", а также возложенные на правление Корпорации решениями наблюдательного совета Корпорации".
При этом норма части 3 статьи 12 Закона о Корпорации, запрещающая передачу полномочий наблюдательного совета Корпорации иным ее органам, в том числе правлению Корпорации, сохранится.
По всем остальным вопросам деятельности Корпорации, за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям наблюдательного совета Корпорации и правления Корпорации, в соответствии с пунктом 12 статьи 16 Закона о Корпорации решения будут приниматься генеральным директором Корпорации.
6.3. С 1 июля 2016 г. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (введен Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации иной порядок учреждения ведомственных знаков отличия Корпорации не установлен, а пунктом 10.1 статьи 16 Закона о Корпорации к полномочиям генерального директора Корпорации отнесено представление в установленном порядке работников Корпорации и организаций Корпорации к награждению государственными наградами Российской Федерации, учреждение знаков отличия Корпорации, и награждение ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных лиц.
Учитывая изложенное, представляется необходимым имплементировать указанную норму Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в Закон о Корпорации, дополнив пункт 10.1 статьи 16 Закона о Корпорации после слов "учреждает знаки отличия Корпорации" словами ", в том числе ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда",".
7. Действующей редакцией статьи 17.1 Закона о Корпорации предусмотрено ограничение количественного состава научно-технического совета Корпорации (19 членов).
Вместе с тем практика деятельности научно-технического совета Корпорации показывает, что в условиях расширения многопрофильности и увеличения масштабов деятельности Корпорации, в том числе за счет передачи новых групп крупных активов и создания новых центров компетенции, превращения Корпорации в важнейший системообразующий кластер российской промышленности с постановкой стратегической цели выхода ее на уровень ведущих глобальных конкурентов, существенно возрастают объем и перечень задач научно-технического совета Корпорации, значительно расширяется его сфера деятельности.
Ограничение численного состава научно-технического совета Корпорации не соответствует тенденции и динамике расширения контура управления и масштаба деятельности Корпорации, а также не позволяет решать в полном объеме задачи по повышению эффективности научно-технических разработок, активизации создания передовых технологий, продуктов и услуг, созданию высокотехнологичных производств, организации выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, продвижению ее на внутренний и внешний рынки, особенно применительно к новым инновационным продуктовым рядам.
При этом количественный состав научно-технических советов наиболее близких по правовому положению к Корпорации госкорпораций "Росатом" и "Роскосмос" в соответствующих федеральных законах не устанавливается.
Также предлагается уточнить порядок утверждение программы научно-технического развития Корпорации на долгосрочный период, которая разрабатывается научно-техническим советом Корпорации, установив, что она утверждается правлением Корпорации.
Таким образом, законопроектом предлагается внести соответствующие и некоторые другие юридико-технические изменения в наименование, части 2 и 3 статьи 17.1 Закона о Корпорации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.