Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 226612-7 "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 27 мая 2014 г. N ДМ-П11-44пр.
Виноградарство и виноделие - это важнейшая отрасль экономики во многих странах мира. В настоящее время Россия использует пригодные для виноградарства земли не более чем на 15 процентов, в результате более 40 процентов вина и виноматериалов в Россию ввозится из-за рубежа.
В настоящее время действующая нормативная правовая база в области виноградарства, виноделия и оборота вина содержит недостаточно систематизированный набор инструментов и при этом характеризуется большим количеством пробелов. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" практически не учитывает специфику предмета регулирования в этой области. Отдельные нормы содержатся в большом количестве подзаконных актов, которые включают десятки стремительно терминологически и технологически устаревающих государственных стандартов.
Таким образом, отсутствует единый комплексный подход к правовому регулированию оборота винограда, вина и винодельческой продукции с учетом специфики регулируемых отношений, структурных и производственных особенностей отрасли. В настоящее время указанная отрасль регулируется нормативными актами, которые ориентированы на регулирование и контроль производства в первую очередь алкогольной продукции с высоким содержанием спирта, что существенно затрудняет развитие отрасли виноградарства и виноделия, усложняет применение существующих норм права, надзор и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере.
Принятие данного законопроекта в качестве основного специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере развития виноградарства и виноделия, производстве и обороте вина, о поддержке винодельческой отрасли в целом, позволит устранить коллизии и пробелы норм права, регулирующих область виноделия в настоящее время.
Предлагаемые законодательные изменения позволят разграничить производство алкогольной продукции на основе этилового спирта и производство так называемых "благородных напитков", производимых из общепризнанного в мире ценного продукта питания - винограда. Кроме того, это будет способствовать формированию системной единообразно толкуемой и применяемой нормативной правовой базы, что должно стать определяющим условием для стимулирования развития виноградарства и виноделия в России.
Законопроект разработан на основе международного опыта государственного регулирования виноградарского и винодельческого рынков, в том числе Регламента N 1234/2007 Совета Европейского Союза "Об учреждении общей организации сельскохозяйственного сектора и о специальных положениях относительно некоторых продуктов (Единый регламент общей организации рынка сельскохозяйственной продукции)", законодательства стран СНГ и иных зарубежных стран, с учетом существующей специфики системы правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации (наличие специального законодательства в области контроля за производством и оборотом всей алкогольной продукции и необходимости соблюдения требований законодательства о техническом регулировании).
Предметом регулирования законопроекта является определение основных направлений деятельности государства по развитию виноградарства и виноделия. В условиях сложной экономической обстановки государство поставило приоритетную задачу импортозамещения, в том числе, и перед виноградарско-винодельческой отраслью. Вывод российской винодельческой продукции на конкурентоспособный уровень на внутреннем и зарубежных рынках, увеличение производства российской винодельческой продукции на уровне мировых стандартов качества находятся в сильной зависимости от принятия законопроекта и реализации его норм.
Объективные предпосылки (как исторические, так и организационно-технические) для развития виноградарства и виноделия в России давно созданы. В первую очередь это связано с многовековой историей виноградарства и виноделия на территории страны - древние автохтонные (выведенные и культивируемые в течение сотен лет в конкретной местности) сорта винограда Красностоп Золотовский, Цимлянский Черный, Плечистик, Сибирьковый, Кокур и другие, до сих пор произрастающие на берегах Дона, в Дагестане и на Крымском полуострове, дают уникальные вина, которые пользуются все большей популярностью как в России, так и за рубежом. Кроме того, формируется объединяющее качественную винодельческую продукцию понятие - "вино России". За последнее десятилетие винами России были получены несколько сотен наград на главных международных винных конкурсах в странах Европы, Америки и Азии: Mundusvini (Нойштадт, Германия), IWC, IWSC и Decanter (Лондон, Великобритания), Chardonnay du Monde (Бургундия, Франция), Concours Mondial de Bruxelles (Венеция, Италия), AWC (Вена, Австрия), Muvina (Прешов, Словакия), Finger Lakes International Wine Competition (Рочестер, США) Hong Kong International Wine & Spirits Competition (Гонконг, Китай). Обладателями Гран-При и медалей разного достоинства становятся такие компании как ПАО "Абрау-Дюрсо", ООО "Кубань-Вино", ОАО "АПФ "Фанагория", АО "Миллеровский винзавод" с проектом "Винодельня Ведерниковъ", ООО "Лефкадия", ФГУП "ПАО "Массандра" и другие. Признание российских вин на самых известных дегустационных конкурсах поднимает престиж страны и способствует реализации высокого экспортного потенциала российской винодельческой продукции, и эту тенденцию следует поддерживать и развивать на государственном уровне, в первую очередь путем формирования стабильной единой нормативной правовой базы.
Достаточно продолжительное время виноделие было естественной привилегией лишь нескольких стран, среди которых - Италия, Франция, Германия, Испания, Португалия и Греция. В настоящее время десятки только европейских стран выращивают виноград и производят вино. Сравнительно новые винодельческие страны - Австралия, Новая Зеландия, США, Аргентина, Чили и Южная Африка - производят четверть мировой продукции (против 1,6% в начале восьмидесятых годов) и продолжают интенсивный захват мировых потребительских рынков. Российские южные регионы являются одной из самых северных зон в мире по выращиванию винограда, однако в России есть все необходимые природные условия для того, чтобы стать в один ряд с ведущими винодельческими державами. За счет высоких суточных перепадов температур формируется очень сильный иммунитет ягод, вырабатываются полиэфиры, которые дают необычный аромат. По мнению специалистов, в теплых странах, таких как Испания, Италия и Франция, этого винного букета достичь невозможно. Уникальные природно-климатические условия российских виноградарско-винодельческих регионов в сочетании с их насыщенной событиями историей и самобытной кулинарной культурой дают все необходимое для создания популярных винно-гастрономических туристических маршрутов, так называемых "винных дорог", и некоторые из них уже сейчас включены в общую туристическую программу Европейского союза по данному направлению.
Помимо указанного, еще одним фактором, обуславливающим необходимость принятия законопроекта, является отсутствие признания значения винограда и винодельческой продукции на нормативном уровне. Общепризнанно, что злоупотребление спиртными напитками с высоким содержанием алкоголя является одной из наиболее серьезных угроз демографическому развитию страны и здоровью нации. Практика применения запретительных мер показывает, что исключительно абсолютными запретами эта проблема не может быть решена. Результативной и положительно зарекомендовавшей себя в различных странах мерой является реализация государственных программ, направленных на изменение структуры потребления алкогольной продукции путем снижения потребления крепких алкогольных напитков в сочетании с предотвращением переориентации потребителей на нелегальную, в том числе суррогатную, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Кроме того, принятие законопроекта будет способствовать экономическому развитию ряда российских регионов, поскольку виноградарство и винодельческая промышленность позволяют создавать высокоэффективные рабочие места для значительного числа людей, а в процессе выращивания винограда и производства вина задействованы представители различных профессий, предусматривающих, в том числе, и высокие профессиональные квалификации.
Таким образом, очевидно, что потенциал виноградарства и винодельческой отрасли в России чрезвычайно велик (не только производственный, но и туристический), но для его использования в максимально возможном объеме необходимо принятие отдельного закона, который станет правовой основой для развития указанной отрасли.
К иным причинам принятия данного законопроекта можно также отнести:
- необходимость согласования законодательства Российской Федерации в области вина и виноделия с общепризнанными принципами и международными актами в этой области;
- необходимость создания правовых механизмов, позволяющих демпфировать специфические негативные природные условия России;
- необходимость стимулирования развития производства вин класса "премиум", поскольку в настоящее время зарубежные производители занимают в сегменте вин класса "премиум" доминирующее положение - продукция иностранного производства "премиальных" вин составляет почти весь объём продаж. В результате в этой ценовой категории Россия практически не представлена и на зарубежных рынках, хотя имеет соответствующую возможность.
Предполагается, что действие законопроекта не будет распространяться на:
- деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и изготовления винодельческой продукции только для личного потребления, не в целях сбыта;
- производство винограда на опытных виноградных участках и вина в научно-исследовательских целях.
Настоящий законопроект вводит развернутый понятийный аппарат в сфере производства и оборота вина и винодельческой продукции, устанавливает общий подход к регулированию виноградарства и виноделия, основные принципы правового регулирования отношений в сфере виноградарства и виноделия. В законопроекте виноградарство и виноделие по аналогии с зарубежным опытом (в том числе Европейского Союза) определяются как виды предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.
В документе регламентируется направления и субъекты государственного стимулирования развития винодельческой отрасли, что является необходимым условием для массового развития небольших семейных виноградарских и специализирующихся на производстве вин с уникальными свойствами, присущими определенной местности, винодельческих хозяйств. К числу субъектов государственной поддержки отнесены виноградарские хозяйства, винодельческие хозяйства, осуществляющие производство и (или) экспорт произведенной из собственного винограда винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, субъекты научной (научно-исследовательской) и инновационной деятельности. В законопроекте предлагается закрепить следующие направления государственной поддержки в сфере виноградарства и виноделия: обеспечение закладки виноградников и ухода за ними; развитие питомниководческой базы для производства посадочного материала винограда; осуществление научных исследований и инновационной деятельности в области виноградарства и виноделия; продвижение на рынки иностранных государств винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, а также создание благоприятных условий для винодельческих хозяйств, осуществляющих экспорт произведенной из собственного винограда винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения;
Среди основных новелл законопроекта следует также назвать установление требований к ведению реестра виноградных насаждений, инвентаризации виноградников и декларированию урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции, а также производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. Кроме того, отдельная глава посвящена особенностям лицензирования таких алкогольных напитков как вино, игристое вино (шампанское) и ликерное вино.
Принятие законопроекта позволит решить следующие задачи, входящие в сферу национальных интересов России:
- создание правовой базы для осуществления эффективной государственной политики в области развития виноградарства и виноделия;
- систематизация действующей нормативной правовой базы в области виноградарства и виноделия;
- легализация и стабилизация отечественного винодельческого производства и соответствующего сегмента внутреннего потребительского рынка и обеспечение достойного уровня жизни производителей винодельческой продукции, в том числе посредством установления соответствия между ресурсами и потребностями, в частности, на основе выработки государственной политики в области повышения качества продуктов виноделия и контроля за ним;
- стимулирование повышения качества и увеличения объемов сырьевой базы;
- стимулирование дальнейшего интенсивного развития виноградарства и виноделия, создание необходимых правовых условий развития товарного производства винограда и винодельческой продукции и поддержки предприятий виноградарско-винодельческой отрасли;
- создание правовой базы, обеспечивающей условия для успешного развития средних и малых (семейных) винодельческих хозяйств, специализирующихся на производстве вин с уникальными свойствами, присущими определенной местности;
- установление системы запретов на производство винодельческой продукции не из винограда и последующее за принятием данного законопроекта введение мер уголовной и административной ответственности за нарушение таких запретов.
Реализация полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области развития виноградарства и виноделия, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и бюджетных ассигнований, предусмотренных для указанного органа в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Реализация положений законопроекта будет осуществляться в рамках текущего финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
Федеральный закон от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации" не повлечет необходимость признания утратившими силу, приостановления других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.