Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 223849-7 "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях создания действенного и оперативного механизма пресечения распространения в социальных сетях противоправной информации.
Роль социальных сетей в современном мире велика и постоянно возрастает. Избирательные компании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками получения информации играют в информировании общества сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую, роль. Аналогичную по значимости роль сыграли социальные сети и во всех известных за последнее время внутригосударственных и международных конфликтах. Кроме того, необходимо учитывать, что социальные сети являются основным средством, повышающим трансграничность и дислокальность обмена информации в коммуникационном пространстве, на практике делающим информацию доступной для миллионов пользователей сети "Интернет". В этой связи, исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях.
Данная проблема осознаётся и обсуждается не только в Российской Федерации, но и в ряде европейских стран, в которых в настоящее время рассматриваются законопроекты вводящие регулирование в отношении социальных сетей. При этом зарубежные законодатели исходят из того, что информационное содержание социальных сетей составляет, прежде всего, пользовательский контент. Соответственно, логичным представляется и предоставление возможности участия в выявлении противоправного контента непосредственно пользователям социальной сети. В наиболее последовательной форме данная идея проводится в Федеративной Республике Германия, где не только предусматриваются требования к организации работы с жалобами пользователей социальной сети на размещенный в такой сети противоправный контент, но устанавливаются достаточно серьезные административные санкции за нарушение таких требований (от 500 тысяч до 5 миллионов евро).
Предлагаемый проект федерального закона должен решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации и в случае его принятия позволит предотвратить распространение в социальных сетях противоправной информации на ранних этапах, при этом не приводя к увеличению численности контролирующих органов, а также позволит избежать блокировок таких информационных ресурсов.
Проектом федерального закона вносится изменение в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которым предусматривается введение в законодательство Российской Федерации понятия "оператор социальной сети", а также устанавливаются обязанности оператора социальной сети.
Под оператором социальной сети предлагается понимать организатора распространения информации в сети "Интернет" обеспечивающего функционирование информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, количество пользователей которых, находящихся на территории Российской Федерации составляет более двух миллионов, и которые предназначены и (или) используется для приема, передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" в целях обмена электронными сообщениями между пользователями сети "Интернет", в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц.
На оператора социальной сети предлагается возложить ряд обязанностей, а именно: создать на территории Российской Федерации представительство оператора социальной сети; ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления; в случае удаления информации, указанной выше, обеспечить удаление копий такой информации из социальной сети; хранить в течение трех месяцев удаленную по заявлению пользователя информацию; обеспечить возможность круглосуточного направления указанного выше заявления об удалении информации; ежеквартально составлять отчет о рассмотрении заявлений об удалении информации; размещать, указанный выше отчет в социальной сети, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных, технологий и связи.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.