Досье на проект федерального закона
6 мая 2014 года вступила в силу новая редакция статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) "Нарушение требований в области транспортной безопасности", введенная Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1 КоАП.
Рассмотрение материалов об административных правонарушениях, составленных по части 1 статьи 11.15.1 КоАП, осуществляют:
1. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (статья 23.36 КоАП).
2. Органы, уполномоченные в области авиации (статья 23.42 КоАП).
3. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (статья 23.43 КоАП).
Указанные Федеральные агентства уполномочены также составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 11.15.1 КоАП.
Отсутствие полномочий у должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1 КоАП (в отношении физических лиц) порождает существенные проблемы правоприменительной практики.
Проблемным вопросом практики применения положений статьи 11.15.1 КоАП является обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные противоправные деяния, так как уполномоченные должностные лица не всегда имеют возможность оперативного принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях данной категории, что снижает эффективность административного наказания и затрудняет его исполнение.
Проведенный анализ работы в данном направлении деятельности органов внутренних дел показывает, что привлечение физических лиц к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП крайне затруднительно, поскольку правонарушители после составления сотрудниками полиции протокола об административном правонарушении покидают орган внутренних дел, в связи с чем оперативно установить их место нахождения и обеспечить участие в производстве по делу об административном правонарушении не всегда представляется возможным.
Значительная удаленность объектов транспортной инфраструктуры, где совершаются правонарушения, от места нахождения территориальных подразделений Ространснадзора и специфика субъекта данного правонарушения (иногородние лица и (или) следующие транзитом пассажиры) существенно затрудняют обеспечение явки правонарушителя на рассмотрение дела об административном правонарушении, что, в свою очередь, может привести к нарушению сроков рассмотрения дела.
Данное обстоятельство также повышает финансовые затраты на почтовую пересылку материалов об административных правонарушениях (материалы отправляются в основном заказным письмом).
Для устранения указанных проблем в применении законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях законопроектом предлагается в часть 1, пункты 1, 2 и 3 части 2 статьи 23.3 КоАП внести изменения, наделив полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1 КоАП (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместителей, начальников территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместителей, начальников линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместителей, а также начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальников линейных отделений (пунктов) полиции.
Кроме того, в деятельности органов внутренних дел возникают трудности при привлечении к административной ответственности лиц, совершающих несанкционированные проникновения в зоны транспортной безопасности, в первую очередь на объектах метрополитена.
Так, согласно КоАП, сотрудники органов внутренних дел не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по части 2 и части 3 статьи 11.15.1 КоАП, что приводит к невозможности возбудить дело об административном правонарушении на месте его совершения, а также применить к правонарушителю меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания (статья 27.3 КоАП), с учетом реализации которой может существенно возрасти объем и качество сбора материала по делу об административном правонарушении (установление причин и условий совершения правонарушения, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, определение ущерба и т.д.).
При этом большая часть несанкционированных проникновений в зоны транспортной безопасности, в первую очередь на объектах метрополитена, осуществляется лицами, умышленно нарушающими требования по соблюдению транспортной безопасности. Данное правонарушение квалифицируется по части 3 статьи 11.15.1 КоАП и совершается в основном в вечернее и ночное время.
Учитывая то, что работа должностных лиц Ространснадзора осуществляется исключительно в дневное время суток, составить материал в отношении правонарушителя на месте совершенного им правонарушения по части 2 и части 3 статьи 11.15.1 КоАП не представляется возможным.
В целях устранения данной проблематики законопроектом вносится изменение в пункт 1 части 2 статьи 28.3 в части наделения должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по частям 2 и 3 статьи 11.15.1 КоАП (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23.3 и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.3 и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 23.3 и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*'
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона о внесении изменений в статью 23.3 и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.3 и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения дополнений в приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" (зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2012 г., регистрационный N24709) в связи с необходимостью определения перечня должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок подготовки приказа МВД России - 3 месяца после принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку приказа - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.