Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 224583-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" разработан в целях совершенствования законодательства и направлен на защиту интересов граждан, выступающих заемщиками денежных средств в микрофинансовых структурах.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена текущим социально-экономическим положением в стране, которое все чаще вынуждает наименее защищенные слои населения обращаться к микрофинансированию. Согласно статистическим исследованиям, за последние два года число обращений в микрофинансовые организации среди российских граждан увеличилось на 12%.
При этом количество одобряемых микрозаймов также отражает положительную динамику - ежегодный рост составляет порядка 10%.
Подобная статистика указывает на то, что рынок микрофинансовых услуг обособляется от банковского сектора, становится более независимым и его крупнейшие представители начинают диктовать собственные условия работы в рамках норм действующего законодательства.
В связи с тем, что основу клиентов микрофинансовых организаций составляют люди с низким уровнем дохода и безработные, которым в банковском займе (кредите) было отказано, можно смело предположить, что данные субъекты правоотношений по объективным причинам не обладают должным материальным обеспечением для возврата заемных средств. Не сумев получить кредит в банке, такие лица, чаще всего, обращаются в микрофинансовые организации, которые устанавливают процентную ставку по займам, превышающую среднюю по банковскому сектору во много раз. В результате заемщики оказываются в чрезвычайно неблагоприятном материально-финансовом положении. Не имея денежных ресурсов для выплаты микрозайма, они вынуждены отчуждать собственное имущество для погашения долга перед микрофинансовой организацией. В отдельных случаях, когда подобное имущество отсутствует, могут последовать абсолютно непредсказуемые для заемщика последствия.
В ходе заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в апреле 2017 года в Великом Новгороде, Президент Российской Федерации В. Путин открыто заявил, что идея микрокредитования, созданная для оказания поддержки малого бизнеса, обернулась "долговым кошмаром" для обычных граждан.
Следует также отметить, что большинство должников, не вернувших заемные средства микрофинансовой структуре, проживают в крупных городах. При этом существенную долю среди них составляют молодые люди и мигранты, чья финансовая дисциплина зачастую развита ниже среднего. В пятерку таких крупнейших городов по числу недобросовестных заемщиков, согласно статистике, входит Москва, Санкт-Петербург, Омск, Самара и Екатеринбург.
Эксперты указывают на то, что полный запрет микрофинансовой деятельности станет катализатором для развития теневого рынка микрокредитования. Именно вследствие этого данная инициатива призвана установить жесткие нормы в отношении микрофинансовых организаций, с конечной целью в виде фактического прекращения деятельности большинства из них.
Законопроект устанавливает общие принципы взаимодействия кредитора с заемщиком, в частности, ограничивает максимальную единовременную сумму микрозайма, максимальную процентную ставку по кредиту, возможность обеспечения займа залогом движимого и недвижимого имущества, принадлежащего заемщику и другие нормы, регулирующие правоотношения заемщика с микрофинансовой организацией.
Принятие федерального закона позволит фактически искоренить т.н. "ростовщичество", снизить нагрузку на контролирующие и судебные органы государственной власти и уберечь граждан от недобросовестных кредитных и микрофинансовых организаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.