Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 229467-7 "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств'*
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение подпункта "н" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 14 марта 2016 г. (N Пр-637ГС от 11 апреля 2016 г.) и пункта 3 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 1 ноября 2016 г. N ИШ-П13-79пр в целях совершенствования процедуры оформления без участия сотрудников полиции документов о дорожно-транспортном происшествии (далее - европротокол) в случаях, когда причинен только материальный ущерб, и соблюдения интересов застрахованных лиц по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) при оформлении таких документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО, ОСАГО) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) по европротоколу размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.
При этом на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области реализуется эксперимент по оформлению документов о ДТП по европротоколу, предусматривающий страховое возмещение в пределах страховой суммы (400 тысяч рублей) при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных с помощью технических средств контроля, которые с 1 января 2018 г. будут передаваться из Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему ОСАГО (далее - АИС ОСАГО).
По данным Российского Союза Автостраховщиков по итогам трех кварталов 2016 г. в среднем по Российской Федерации порядка 30% страховых случаев урегулируются по европротоколу. При этом доля ДТП, оформляемых по европротоколу в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Московской области и Ленинградской области, сопоставима с показателем в среднем по Российской Федерации, суммы страхового возмещения по ДТП в указанных регионах, оформленных по европротоколу, ниже, чем предусмотрены экспериментом, и не превышают 50 тысяч рублей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный эксперимент завершается 30 сентября 2019 г. после чего его действие будет распространено на всю территорию Российской Федерации. С 1 октября 2019 г. для оформления документов о ДТП по европротоколу станет обязательным использование функционирующих с использованием технологии ГЛОНАСС технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП, при этом страховое возмещение будет осуществляться в пределах 400 тысяч рублей.
Учитывая, что средний размер страхового возмещения по договору обязательного страхования в настоящее превышает 65 тысяч рублей, а также сложности определения на месте ДТП его участниками примерного размера причиненного транспортному средству вреда, проект федерального закона предусматривает повышение с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей максимального размера страхового возмещения по ДТП, оформленным по европротоколу без фиксации обстоятельств техническими средствами контроля и иными устройствами, что будет способствовать более плавному переходу к возмещению вреда по европротоколу без ограничений в пределах страховой суммы.
Кроме того, учитывая невозможность оборудования всех используемых в России транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП и удовлетворяющими требованиям Закона об ОСАГО, возникает необходимость использования альтернативных вариантов фиксации и передачи страховщикам информации о фактах и обстоятельствах ДТП, произошедших на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области.
Проект федерального закона в качестве альтернативного варианта фиксации и передачи страховщикам информации о фактах и обстоятельствах ДТП предусматривает использование программного обеспечения для мобильных устройств, обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, передачу зафиксированных данных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Закона об ОСАГО оформление документов о ДТП по европротоколу осуществляется в случае, если в ДТП вред причинен только двум транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, при этом участники ДТП не имеют разногласий относительно обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, которые ими зафиксированы в извещениях о ДТП.
Для обеспечения оперативного урегулирования последствий ДТП, и сокращения количества выездов сотрудников полиции для оформления документов о ДТП без человеческих жертв, проект федерального закона предусматривает оформление документов о ДТП его участниками по европротоколу независимо от наличия у них разногласий относительно обстоятельств ДТП При этом страховое возмещение будет осуществляться в пределах 100 тысяч рублей при условии фиксации обстоятельств ДТП техническими средствами контроля или иными предусмотренными законопроектом устройствами.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" потребует изменения следующих нормативных правовых актов:
N п/п |
Наименование нормативного правового акта, в который необходимо внести изменения |
Обоснование необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт и его краткое описание |
Срок принятия нормативного правового акта |
Сведения о федеральном органе исполнительной власти - головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" |
Уточнение обязанностей водителей при дорожно-транспортном происшествии |
1 января 2018 г. |
МВД России Минфин России |
2. |
постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2014 г. N 1002 "Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации" |
Установление требований к техническим средствам контроля состояния транспортного средства, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации |
1 января 2018 г. |
Минтранс России Минфин России Минэкономразвития России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.