Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231364-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Законопроектом предусматриваются:
конкретизация категорий военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, не подлежащих ОМС;
механизмы приостановления и прекращения ОМС в отношении военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц;
регламентация информационного взаимодействия федеральных государственных органов и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, включая определение порядков и сроков представления (направления) сведений о застрахованных лицах и лицах, не подлежащих ОМС;
единая (ежеквартальная) периодичность информационного взаимодействия с ФНС России, военными комиссариатами и МВД России;
установление даты прекращения ОМС в отношении отдельных категорий лиц;
наделение территориальных фондов ОМС полномочием по проведению проверки достоверности сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц (в том числе неработающих) для целей формирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов ОМС;
определение даты, по состоянию на которую будет устанавливаться численность неработающего населения (1 января года, предшествующего очередному году);
исключение обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации представлять в ФОМС сведения о работающих застрахованных лицах.
Законопроектом предусмотрено совершенствование механизма контроля за наличием у гражданина права на ОМС, включая введение обязанностей:
гражданина, перешедшего в категорию граждан, не подлежащих ОМС (за исключением граждан, проходящих военную службу по призыву), - сдавать недействительный полис ОМС или сообщать о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд ОМС;
военных комиссариатов - передавать в территориальные фонды ОМС сведения о призванных на военную службу гражданах и информацию о начале военной службы по призыву;
федеральных государственных органов по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, сотрудники которых относятся к категории граждан, не подлежащих ОМС, - обеспечивать контроль за исполнением сотрудниками и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, обязанности сдавать недействительный полис ОМС или сообщать о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд ОМС;
ФОМС и территориальных фондов ОМС - ежемесячно на основании сведений о приостановлении и прекращении ОМС в отношении отдельных категорий лиц обеспечивать отражение сведений о временно не действующих и недействительных полисах ОМС в едином регистре застрахованных лиц в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования.
Также в связи с принятием законопроекта предполагается:
внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части приведения содержащейся в нем терминологии, касающейся сотрудников МВД России, ФСИН России, Росгвардии, ГФС России и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения ответственности за нарушение порядка представления сведений о застрахованных лицах в сфере ОМС.
При этом с учетом требований Федерального закона от 17 апреля 2017 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указанные изменения будут вноситься в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отдельным федеральным законом.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят исключить страхование граждан, не подлежащих ОМС, усовершенствовать персонифицированный учет застрахованных лиц в сфере ОМС, повысить качество планирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов ОМС.
Актуализация персонифицированного учета застрахованных лиц в сфере ОМС в результате реализации норм законопроекта будет способствовать снижению нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Принятие законопроекта позволит оптимизировать расходы на оплату медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним в организации оказания медицинской помощи лицам, исключив возможность двойного финансирования указанных категорий граждан (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств ОМС).
Законопроект не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным в ОМС лицам, осуществляется в пределах субвенции, утверждаемой в бюджете ФОМС на очередной финансовый год и плановый период. Оказание медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним в организации оказания медицинской помощи лицам, не подлежащим ОМС, обеспечивается в пределах утверждаемых объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период для министерств и ведомств силового блока.
Законопроект не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Реализация законопроекта будет осуществляться в рамках текущего финансирования заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования"
N п/п |
Наименование проект нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители по разработке проекта нормативного правового акта |
1. |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
статья 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
приведение содержащейся в законопроекте терминологии, касающейся сотрудников МВД России, ФСИН России, Росгвардии, ГФС России и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Минфин России, МВД России, Росгвардия, ФСИН России, ГФС России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
2. |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
Статья 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
установление административной ответственности за нарушение порядка представления сведений о застрахованных лицах в сфере обязательного медицинского страхования |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители по разработке проекта нормативного правового акта |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования" |
пункт 1 статьи 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
утверждение порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минтруд России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
2. |
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о перечне федеральных государственных органов, сотрудники которых не подлежат обязательному медицинскому страхованию |
пункт 7 статьи 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
установление перечня федеральных государственных органов, сотрудники которых не подлежат обязательному медицинскому страхованию |
Минздрав России, Минфин России, МВД России, Минобороны России, МЧС России, ГФС России, ФСО России, ФСБ России, ФНС России, СВР России, ФСИН России, ФТС России, Росгвардия, иные заинтересованные федеральные государственные органы |
3. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка информационного взаимодействия федеральных государственных органов, Минобороны России, обязательному медицинскому страхованию, и Федерального фонда обязательного медицинского страхования" |
пункт 7 статьи 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
утверждение порядка информационного взаимодействия, федеральных государственных государственных органов, которых не подлежат обязательному обязательному страхованию, и Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, МВД России, Минобороны России, МЧС России, ГФС России, ФСО России, ФСБ России, ФНС России, СВР России, ФСИН России, ФТС России, Росгвардия, иные заинтересованные федеральные государственные органы |
4. |
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" |
пункт 7 статьи 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
уточнение порядка приостановления или прекращения действия полиса обязательного медицинского страхования |
Минздрав России |
5. |
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" |
статья 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
уточнение порядка межведомственного взаимодействия при ведении персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.