Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения исполнения приговоров (постановлений, определений) суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ. Данные изменения позволят повысить эффективность назначаемого судом наказания в виде принудительных работ и будут способствовать профилактике совершения осужденными повторных преступлений и правонарушений в период отбывания наказания.
В соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы в отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ (часть пятая статьи 60.15 УИК), а также в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ (часть третья статьи 60.17 УИК).
При этом в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации принудительные работы заменяются лишением свободы только в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ.
Таким образом, внесение изменений в часть шестую статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих замену неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы в случае признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ, обусловлено необходимостью реализации принципа справедливости уголовного законодательства Российской Федерации и целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем принятие судом решения о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы в отношении осужденных, уклоняющихся от их отбывания либо признанных злостными нарушителями порядка и условий отбывания принудительных работ, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК) не предусмотрено, в связи с чем законопроектом предлагается статью 397 УПК дополнить новым пунктом 2.1, отражающим соответствующее положение.
В соответствии с частью четвертой статьи 60.2 УИК в случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания (в том числе в случае неявки за получением предписания) или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок такой осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов, причем данный срок может быть продлен до 30 суток.
Согласно части пятой статьи 60.2 УИК после задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии со статьей 397 УПК принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.
Также объявляется в розыск администрацией исправительного центра и подлежит задержанию на срок до 48 часов осужденный к принудительным работам, не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок, не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда, а также самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов (часть вторая статьи 60.17 УИК).
Однако в действующей редакции статьи 397 УПК рассмотрение судом данных вопросов не предусмотрено, в связи с чем законопроектом предлагается устранить возникший правовой пробел и внести соответствующие изменения в пункт 18 статьи 397 УПК, предусматривающие рассмотрение судами вопросов о заключении под стражу осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания, указанного в части второй статьи 60.2 УИК, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, до рассмотрения вопроса о замене принудительных работ лишением свободы, но не более чем на 30 суток.
Данный вопрос будет рассматриваться судами по представлению органа внутренних дел или учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы по месту задержания осужденного.
Кроме того, законопроектом суду предоставляется возможность применять на определенный срок при наличии оснований, указанных в части первой статьи 398 УПК, отсрочку исполнения приговора об осуждении лица к принудительным работам.
Предлагаемые законопроектом изменения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.