Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 229930-7 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О полиции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О полиции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Проект) вместе с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обусловлена необходимостью совершенствования законодательного регулирования оснований и порядка предоставления информации, содержащейся в банках данных о гражданах, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностным лицам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации в части, связанной с соответствующими административными правонарушениями, в целях обеспечения законности при производстве по делам о таких правонарушениях.
Обобщение и анализ существующей практики позволяет критически оценить текущее состояние с соблюдением законности в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, при которых в качестве доказательства используется результаты фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Например, по делам об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением правил пользования автомобильными парковками, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, уполномоченные на их рассмотрение органы и должностные лица часто вынуждены прекращать производство по таким делам в силу отсутствия возможности установить сведения о лице, совершившем административное правонарушение.
Данная ситуация обусловлена отсутствием у полиции законных оснований предоставлять сведения о собственниках транспортных средств из баз данных о гражданах органам местного самоуправления и их должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории. Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам, к которым органы местного самоуправления и их должностные лица не относятся.
Подобная негативная практика наиболее характерна для городов, в которых для развития транспортной и логистической инфраструктуры, снижения напряженности дорожной ситуации и внутригородского трафика активно развивается парковочное пространство, в том числе путем создания платных городских парковочных мест, позволяющих управлять спросом на дефицитный ресурс свободных парковочных мест и способствовать увеличению пропускной способности улиц. Невозможность привлечения к административной ответственности за неоплату парковки приводит к длительным неоплаченным парковкам на платных стоянках, стабильно большому количеству личного автотранспорта, въезжающего и оставляемого в центральной части городов. К числу городов с наиболее сложной ситуацией в этой сфере в первую очередь относятся Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Курск, Ростов-на-Дону, Ставрополь и Санкт-Петербург.
Непоступление платы за пользование платными городскими парковками не дает возможности возместить затраты на их создание и эксплуатацию, что приводит к значительным потерям местных бюджетов. Так, сумма капитальных затрат на строительство городских парковок на 2 тысячи мест может составить до 100 млн. рублей. Нормализация ситуации с привлечением к административной ответственности за неоплату парковок позволит повысить оплачиваемое время пользования платной парковкой от 0,3 до 0,5 часа с парковочного места в сутки до 2-4 часов, что при средней оплате 30 рублей в час обеспечит дополнительные поступления в местный бюджет от 32 млн. рублей до 76 млн. рублей в месяц.
Существуют проблемы в получении сведений из баз данных полиции и по некоторым другим составам административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов Российской Федерации.
Указанные проблемы предполагается решить путем внесения необходимых изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (статью 17) и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14.1, 15.1 и 16.1), согласно которым должностные лице органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении, наделяются правом выносить определения об истребовании сведений на запрос и получение от полиции информации о владельцах транспортных средств, необходимой для производства по делам об административных правонарушениях указанной категории, а полиции предоставят предусмотренные законом основания для представления соответствующим органам запрошенной информации, содержащейся в банках данных.
Порядок представления данной информации будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, что предусмотрено новой проектируемой частью 5.1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Указанных изменений достаточно для обработки персональных данных граждан, так как согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" допускается обработка персональных данных в случае, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Конфиденциальность персональных данных владельцев транспортных средств будет обеспечена тем, что органы полиции, как операторы персональных данных, будут предоставлять персональные без согласия субъекта персональных данных соответствующим должностным лицам на основании федерального закона, что полностью соответствует статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О полиции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О полиции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета или каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О полиции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О полиции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.