Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на усиление борьбы с вербовкой или иным вовлечением лиц в организацию и финансирование преступлений террористического характера, экстремистскую и террористическую деятельность в целом.
Необходимость реализации законодательной инициативы обусловлена тем, что терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими ценностями. На этом фоне представляются чрезвычайно опасными призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное их оправдание. В особенности попытки исказить (размыть) или нивелировать в общественном сознании суть преступных действий и истинных целей терроризма в любом его проявлении. Законопроектом предусмотрены изменения, повышающие санкции за вышеупомянутые преступные деяния.
Недопустимым является то, что ежедневно во всем мире вербовке подвергаются более одной тысячи человек. На эти цели тратятся огромные средства. За каждого привлеченного в ряды террористов вербовщик получает "комиссионные". Их сумма колеблется в зависимости от "ценности" завербованного. Необходимо помнить, что вербовочной атаке в любой момент может подвергнуться каждый человек, невзирая на возраст, пол и социальный статус.
Вербовщиков интересуют не только молодежь, которая является последователями различных религиозных конфессий, неверующие, а также представители молодежных субкультур. При этом главной целью вербовщиков, как в личном общении, так и посредством интернет-пропаганды, является глубокая психологическая обработка, вовлечение все большего числа сторонников в незаконные вооруженные формирования.
Мотивация у вербуемых различна и основана на разных мотивах, от самоутверждения, молодежной романтики и героизма до мести и корысти, которые как могут вытеснять идейные начала, так и тесно переплетаться с ними.
Оперативно-розыскная характеристика группы вербовки отличается сложной, многоуровневой системой, а состав их участников неоднороден многообразен и неустойчив.
Зачастую группу так называемого обеспечения вербовки составляют лица, сочувствующие террористической организации, разделяющие радикальные и экстремистские взгляды. Отдельную категорию составляют родственники лиц, уже активно участвующих в деятельности террористических организаций, а также родственники осужденных за преступления террористического характера, ликвидированных в ходе контртеррористических операций.
Важно отдельно подчеркнуть сложность возвращения лиц, занимающихся вербовкой, к мирной жизни. Как показывает практика, это фактически невозможно. При этом степень потенциальной их опасности крайне велика.
Предлагается квалифицировать организацию совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса РФ, а также подготовку, склонение, вербовку и (или) иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из указанных преступлений и (или) руководство его совершением, а равно финансирование и (или) организацию финансирования терроризма по части 4 статьи 205.1 Уголовного кодекса, которая предусматривает максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
На основании статьи 8 Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" данный законопроект направлялся для получения отзывов в Правительство Российской Федерации и в Верховный Суд Российской Федерации со следующим наименованием "О внесении изменений в статьи 205.1 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации". Рекомендации и замечания Правительства Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации были проработаны и учтены. Законопроект вносится в Государственную Думу доработанным и с измененным наименованием "О внесении изменений в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.