Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается исключить из диспозиции части первой статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) ряд составов преступлений (статьи 205, 205.3, 205.4, 205.5, части третья и четвертая статьи 206, часть четвертая статьи 211, статья 361 УК) и предусмотреть ответственность за их организацию, а равно за подготовку, склонение, вербовку и (или) иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из указанных преступлений и (или) руководство его совершением, а также за финансирование и (или) организацию финансирования терроризма в рамках части четвертой статьи 205.1 УК.
Одновременно законопроектом из сферы действия части первой статьи 205.1 УК выводится ответственность за вооружение лица в целях совершений хотя бы одного из вышеуказанных преступлений, а часть вторая статьи 361 УК признается утратившей силу.
Вместе с тем преступления, предусмотренные статьями 205.3, 205.4, 205.5 и 361 УК, включены в диспозицию части первой статьи 205.1 УК Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ "О внесений изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", которым введена и статья 361 УК. Принимая во внимание незначительный период действия указанных норм, внесение в них изменений представляется преждевременным. Кроме того, признание утратившей силу части второй статьи 361 УК означает декриминализацию предусмотренных ею деяний, поскольку в пункте 1 примечаний к статье 205.1 УК, раскрывающем содержание понятия финансирование терроризма, данная норма не упомянута.
Вопреки заявленным целям законопроекта, исключение из части первой статьи 205.1 УК ответственности за вооружение лица в целях совершения хотя бы одного из названных преступлений приведет к смягчению ответственности, поскольку указанное деяние будет признаваться пособничеством и квалифицироваться не по специальной, а по общей норме УК со ссылкой на статью 33 УК.
Наряду с этим указание в части четвертой статьи 205.1 УК, которой установлена ответственность за организацию совершения ряда преступлений террористической направленности, на статьи 205.4 и 205.5 УК некорректно, так как предусмотренные названными статьями преступления сами по себе заключаются в организации террористического сообщества или организации деятельности террористической организации.
При этом санкции статей 205.4 и 205.5 УК и части четвертой статьи 205.1 УК сопоставимы.
Не может быть поддержано установление в части четвертой статьи 205.1 УК (в редакции законопроекта) равнозначных мер ответственности за организацию ряда преступлений террористической направленности и за подготовку, склонение, вербовку или иное вовлечение лица в их совершение при отсутствии признаков организации, а также за финансирование терроризма и за организацию такого финансирования, поскольку перечисленные деяния обладают различной степенью общественной опасности.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 июля 2017 г. N 5038п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 230595-7 "О внесении изменений в статьи 205.1 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.Л. Шхагошевым"
Текст письма официально опубликован не был