Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231429-7 "О внесении изменений в статьи 49 и 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 40 и 41 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях реализации права военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей на обеспечение после 1 января 2017 г. жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также всестороннего материально-технического обеспечения органов военной прокуратуры военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
В 2016 г. в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции, действующей до 31 декабря 2016 г.) и статьей 41 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции, действующей до 31 декабря 2016 г.) военнослужащие органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, члены их семей обеспечивались жилыми помещениями Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы).
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 145-ФЗ) в порядок обеспечения военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации жильем внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года на Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда (за исключением жилых помещений в закрытых и обособленных военных городках, а также за пределами Российской Федерации, которые предоставляются федеральными органами с осуществлением взаимных расчетов). При этом передача федеральными органами такой категории жилых помещений законом не предусмотрена, в связи с чем при обеспечении военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации служебными жилыми помещениями могут возникнуть значительные трудности.
Это обусловлено тем, что после 1 января 2017 г. освобождаемые военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в связи с переводом к новым местам службы и увольнением жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенные за пределами закрытых и обособленных военных городков, не подлежат дальнейшему распределению военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, членам их семей, соответственно, количество таких жилых помещений будет сокращаться. С учетом отсутствия в органах прокуратуры и Следственном комитете Российской Федерации резерва жилых помещений специализированного жилищного фонда в местах дислокации военных прокуратур и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также средств для их приобретения большинство военнослужащих не реализуют предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение служебными жилыми помещениями (в 2017 г. прогнозируемая потребность составляет около 555 квартир).
Кроме того, учитывая необходимость размещения военных прокуратур и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в местах нахождения воинских частей и учреждений федеральных органов, их периодическую передислокацию, создание в органах прокуратуры Российской Федерации и Следственном комитете Российской Федерации служебного фонда жилых помещений для обеспечения военнослужащих экономически нецелесообразно.
В этой связи предлагается сохранить прежний порядок предоставления военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, членам их семей жилых помещений специализированного жилищного фонда федеральными органами, внеся изменения в пункт 3.5 статьи 49 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и часть 9 статьи 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации".
Федеральным законом N 145-ФЗ в статью 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2017 г. изменен порядок материально-технического обеспечения органов военной прокуратуры, и на федеральные органы в порядке взаимных расчетов возложено большинство основных видов материально-технического обеспечения военных прокуратур: транспортом, связью, средствами обработки информации, организационно-множительной техникой, служебными помещениями, а также хранение архивов, охрана служебных помещений, подготовка (обучение) кадров для органов военной прокуратуры.
За Генеральной прокуратурой Российской Федерации оставлено обеспечение прямых расходов по денежному довольствию, заработной плате и иным социальным выплатам согласно передаваемой численности военнослужащих лиц гражданского персонала.
Фактически материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры в 2017 г. осуществляют Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (ранее осуществлялось этими же федеральными органами).
В соответствии со статьями 1 и 17 Федерального закона "Об обороне" органы военной прокуратуры включены в состав военной организации Российской Федерации с отдельными задачами в области обороны, в том числе в военное время и в условиях боевой обстановки.
Военные прокуратуры участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в отражении во взаимодействии с Вооруженными Силами агрессии против Российской Федерации, организуют подготовку к совместным с ними действиям в целях обороны, участвуют в подготовке граждан к военной службе, привлекаются к оперативной и мобилизационной подготовке.
Выполнение этих задач органами военной прокуратуры невозможно без использования ресурсов вышеназванных федеральных органов в отношении иных видов обеспечения, прямо не перечисленных в пункте 2 статьи 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе:
оружием, боеприпасами, объектами для их хранения, обслуживания и ремонта;
индивидуальными средствами специальной защиты, включая бронежилеты, защитные шлемы и пр.;
средствами радиационной, химической и биологической защиты (противогазами, защитными костюмами, приборами разведки, индивидуального учета, обеззараживания, деактивации и др.);
воинскими перевозками (военно-транспортной авиацией, боевыми и вспомогательными кораблями, воинскими эшелонами, гусеничной техникой высокой проходимости, охраняемыми воинскими автоколоннами и др.), в том числе на основании воинских перевозочных документов;
деятельностью военной автомобильной инспекции, включая регистрацию военной техники, сопровождение, обучение и переаттестацию водительского состава и др.;
объектами боевой, командирской и физической подготовки (стрельбищами, тирами, тренажерами и учебными классами, спортивными объектами и др.).
При этом за Минобороны России также необходимо сохранить функции комплектования военнослужащими должностей солдат и сержантов (свыше 250 единиц); создания мобилизационных ресурсов личного состава, оснащения вооружением, военной техникой и иным имуществом по штатам военного времени, в том числе для формируемых военных прокуратур, противопожарными и техническими средствами охраны; материально-технического обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну и др.
Перечень видов обеспечения не является исчерпывающим.
В своем большинстве военные прокуратуры располагаются непосредственно в местах дислокации поднадзорных войск, воинских формирований и органов, интегрированы в систему их материального и технического обеспечения.
Организация размещения военных прокуратур соответствует военно-административному делению, а их обеспечение осуществляется довольствующими органами федеральных органов в местах дислокации военных прокуратур, что позволяет оперативно реализовывать меры по обеспечению надзорными средствами боеготовности войск, выполнения ими задач по предназначению, в том числе в ходе войсковых учений, боевых походов кораблей, при проведении контртеррористических, миротворческих и иных операций.
На протяжении последних лет военные прокуратуры в составе воинских формирований участвовали в выполнении таких задач в Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в Югославии, Южной Осетии, Абхазии, Крыму, а в настоящее время - в Сирийской Арабской Республике, обеспечили надзорное сопровождение свыше 30 крупномасштабных и международных войсковых учений.
Снабжение военных прокуратур подразделениями войск и воинских формирований - единственно возможный способ обеспечить их деятельность в условиях Крайнего Севера (Арктики) и приравненных к нему местностях, отдаленных районах, в ряде закрытых и обособленных военных городков.
Согласно Концепции строительства и развития военной организации Российской Федерации до 2030 года дальнейшее развитие органов военной прокуратуры тесно связано с планами строительства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Изменение механизма обеспечения военных прокуратур нарушит системы мобилизационного развертывания, формирования, поддержания на необходимом уровне людских и материальных резервов органов военной прокуратуры, основанные на планах боевого применения Вооруженных Сил.
При реализации Федерального закона N 145-ФЗ выделение органам военной прокуратуры дополнительной штатной численности для создания собственных подразделений обеспечения не предусматривается.
В этой связи предлагается внести в абзац первый пункта 2 статьи 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" изменения, возложив на федеральные органы помимо уже указанных в законе и иные виды материально-технического обеспечения с осуществлением взаимных расчетов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обоснованность такого подхода подтверждает многолетняя успешная практика реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 565 "Об утверждении Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" при осуществлении взаимных расчетов с Министерством обороны Российской Федерации в связи с материальным и техническим обеспечением деятельности органов военной контрразведки ФСБ России и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
Перечень военных прокуратур и количество военнослужащих органов военной прокуратуры для их обеспечения каждым федеральным органом (в том числе жилыми помещениями специализированного жилищного фонда) будут определены совместными решениями Генерального прокурора Российской Федерации и руководителей соответствующих федеральных органов.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" обеспечение военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации транспортом, связью, средствами обработки информации и организационно-множительной техникой, служебными помещениями (в случае невозможности предоставления военным следственным органам Следственного комитета Российской Федерации обособленного недвижимого имущества), хранение их архивов, вещевое и продовольственное обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденном Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ, Следственному комитету Российской Федерации предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на финансовое и материально-техническое обеспечение военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе не виды обеспечения указанные в части 2 статьи 41 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
С учетом изложенного предлагается часть 2 статьи 41 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" дополнить положениями, устанавливающими возможность Следственному комитету Российской Федерации самостоятельно расходовать выделенные ему бюджетные ассигнования на виды обеспечения, указанные в первом предложении части 2 статьи 41 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, а Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации передана численность военнослужащий и гражданского персонала внутренних войск, включая соответствующую численность органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Названная Федеральная служба является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в вопросах материально-технического обеспечения органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В этой связи предлагается в абзацах первом и третьем пункта 2 статьи 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", части 9 статьи 40 и части 2 статьи 41 слова "Министерство внутренних дел Российской Федерации" в соответствующем падеже заменить словами "Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 49 и 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 40 и 41 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Предлагаемые изменения в статьи 49 и 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 40 и 41 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" не потребуют дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 49 и 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 40 и 41 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 49 и 50 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 40 и 41 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.