Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о государственной дактилоскопической регистрации с учетом изменений миграционного законодательства и сложившейся практики дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, а также дифференциации правил хранения и уничтожения дактилоскопической информации о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых прекращено уголовное преследование в зависимости от оснований такого прекращения.
Законопроектом уточняется перечень категорий лиц, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить иностранным гражданам право обратиться за получением услуги по добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации.
Предоставление услуги по проведению государственной добровольной дактилоскопической регистрации будет осуществляться не только по месту жительства, но и по месту пребывания лица.
В настоящее время большое число иностранных граждан осуществляют трудовую Деятельность в Российской Федерации на долгосрочной основе и обязаны ежегодно получать документ, подтверждающий право на ее осуществление.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при получении иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешения на работу или патента должна проводиться обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
В целях упрощения процедуры получения документов лицами указанной категории, а также лицами, обратившимися в органы внутренних дел Российской Федерации с заявлением о получении дубликата разрешения на работу либо патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, разрешения на временное проживание, вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание, законопроектом предусматривается процедура идентификации личности иностранных граждан и лиц без гражданства по отпечаткам пальцев рук в режиме реального времени. Это позволит не проводить повторную обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию указанных категорий лиц, если она ранее проводилась по аналогичным основаниям и, соответственно, значительно снизить трудозатраты на проведение государственной дактилоскопической регистрации.
В связи с использованием при проведении государственной дактилоскопической регистрации специального оборудования для бескраскового дактилоскопирования законопроектом предлагается закрепление современных методов получения дактилоскопической информации для обеспечения повышения качества и уровня доступности оказания государственных услуг, в том числе в электронном виде.
Законопроект также направлен на устранение правового пробела в сфере регламентации сроков хранения материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию об отдельных категориях лиц, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Для устранения пробела в законодательстве, в части получения и уничтожения дактилоскопической информации, законопроектом расширяется перечень оснований, по которым обработка биометрических персональных данных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится без согласия субъекта персональных данных.
Законопроектом предусмотрено установление возраста, с которого может осуществляться государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время согласно действующему законодательству, государственную дактилоскопическую регистрацию проходят дети с момента их рождения. С учетом мировой практики проведения дактилоскопирования и хранения дактилоскопической информации, предлагается проведение дактилоскопирования детей по достижению ими возраста 6 лет. Это обусловлено тем, что в соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации дети, достигшие возраста 6 лет, обладают дееспособностью малолетних и реально могут оценивать окружающую обстановку. Кроме того, в большинстве случаев получить качественную дактилоскопическую информацию у детей, не достигших возраста 6 лет, не представляется возможным из-за их физиологических особенностей, а именно сжимания пальцев рук в кулачек. Данная особенность прослеживается у детей до года. Также учитывается психологический фактор, связанный с невозможностью объяснить ребенку до трех лет необходимость выполнения определенных действий при проведении дактилоскопирования. Все эти факторы негативно влияют на качество получаемой дактилоскопической информации, что соответственно снижает возможность удачной идентификации в последующем при ее необходимости.
Предложенное в законопроекте изменение срока хранения дактилоскопической информации позволит проводить подтверждение, установление личности лиц, возраст которых превышает 80 лет.
Принятие законопроекта позволит повысить качество и результативность проведения государственной дактилоскопической регистрации, оптимизировать время и расходование выделяемых на это средств федерального бюджета.
На реализацию положений законопроекта не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, принятие законопроекта позволит ограничиться выделяемыми ежегодно средствами из федерального бюджета, а также окажется выгодным, с точки зрения расходования бюджетных средств, за счет перехода на автоматизированный способ проведения государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, что, в свою очередь, позволит сократить время проведения указанной процедуры и получить более качественную дактилоскопическую информацию (так как имеется автоматический контроль качества) при меньших затратах.
Планируемый объем финансирования рассчитывается с учетом ежегодного увеличения дактилоскопической базы данных. Так, в 2013 году всего было дактилоскопировано - 3 348 827 лиц, в 2014 году - 4 287 786 лиц, в 2015 году - 2 899 085 лиц, в 2016 году - 2 373 697 лиц. С учетом складывающейся миграционной обстановки наблюдается тенденция к некоторому снижению количества дактилоскопированных лиц, поэтому предлагаемое законопроектом расширение перечня категорий дактилоскопируемых лиц, количество которых составляет около 110 000, не потребует дополнительного финансирования.
Вместе с тем вводимые законопроектом новеллы в части, касающейся проведения идентификации личности по отпечаткам пальцев рук в режиме реального Времени в отношении отдельных категорий лиц, позволят исключить повторное дактилоскопирование одной из самых многочисленных категорий иностранных граждан - трудовых мигрантов. Соответственно, высвободившуюся часть денежных средств предлагается направить на обеспечение проведения государственной дактилоскопической регистрации новых категорий иностранных граждан и на развитие автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы.
С учетом дополнительного финансирования, выделенного в 2017 году на закупку оборудования для электронного дактилоскопирования, укомплектованность подразделений органов внутренних дел Российской Федерации данным оборудованием в настоящее время составляет практически 100%.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия положений федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" потребует:
1. Издания постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о направлении дактилоскопической информации в органы внутренних дел".
Целью правового регулирования проекта акта Правительства Российской Федерации является урегулирование процесса передачи дактилоскопической информации в органы внутренних дел.
Предметом правового регулирования проекта акта Правительства Российской Федерации являются порядок, формат и способ передачи дактилоскопической информации в органы внутренних дел.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Следственный комитет Российской Федерации, Росгвардия.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
2. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1543 "Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел" в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о направлении дактилоскопической информации в органы внутренних дел".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок исполнения - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
3. Внесения изменений в приказ МВД России от 14 июля 2012 г. N 696 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации".
Целью правового регулирования проекта приказа является оптимизация порядка предоставления государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации.
Предметом правового регулирования проекта приказа являются общественные отношения, связанные с организацией предоставления государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации.
Содержанием правового регулирования проекта приказа является порядок осуществления административных процедур по получению, использованию, уничтожению дактилоскопической информации, полученной у лиц, при предоставлении государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
4. Внесения изменений в приказ МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минфина России, Минюста России. Минтранса России, СВР России, ФТС России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФМС России от 27 сентября 2010 г. N 688/422/1214/110н/235/205/36/1785/456/468/402/299 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации".
Целью правового регулирования проекта приказа является расширение перечня категорий граждан, в отношении которых проводится государственная дактилоскопическая регистрация, уточнение процедуры формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.
Предметом правового регулирования проекта приказа являются межведомственные отношения, складывающиеся в сфере формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.
Содержанием правового регулирования являются правила формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - МЧС России, Министр обороны Российской Федерации, Минфин России, Минюст России, Минтранс России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Следственный комитет Российской Федерации, Росгвардия.
Срой подготовки - в течение двенадцати месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
5. Внесения изменений в приказ МВД России от 4 сентября 2013 г. N 665дсп "Об утверждении Инструкции о порядке ведения и использования банка данных дактилоскопической информации, формируемого на базе органов внутренних дел Российской Федерации" в части, касающейся сроков хранения и порядка уничтожения дактилоскопической информации о чипах, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых прекращено уголовное преследование.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
6. Издания приказа МВД России, утверждающего перечень категорий лиц и порядок проведения идентификации личности по отпечаткам пальцев рук в режиме реального времени в соответствии с частью шестой статьи 11 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.