Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231707-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
Так, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), а также в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), исключив из перечня государственных и муниципальных унитарных предприятий, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, если закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения соответствуют поручению Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение Федерального закона N 44-ФЗ только на те закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Распространение положений Федерального закона N 44-ФЗ на все закупки унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, повлекло возникновение ряда проблем, которые, в конечном итоге, влекут невозможность обеспечения бесперебойной подачи воды, а, в ряде случаев, сказывается на качестве воды. В силу того, что предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, являются предприятиями жизнеобеспечения, все их проблемы отражаются на гражданах Российской Федерации.
Изначально заявленные цели перевода всех закупок предприятий, в том числе осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, под сферу действия Федерального закона N 44-ФЗ - обеспечение конкуренции и прозрачности закупок- не дают экономического эффекта и не обеспечивают критерии надежности и качества. Кроме того, сравнительная статистика закупок за 6 месяцев 2017 года показывает, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обеспечивает ни рост конкурентных процедур, ни рост экономии. Более того, ряд неотложных дорогостоящих работ, которые необходимы для функционирования системы водоснабжения и водоотведения, и которые ранее выполнялись за счет внебюджетных средств, стали невозможны к выполнению по причине неприемлемых условий, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Так, например, в Саратовской области срочно необходимо отремонтировать два водовода со 100-процентным износом, идущие по телу плотины. Процедуру закупки невозможно провести уже в течение шести месяцев. Работы до конца ремонтного сезона не будут выполнены, так как на сегодняшний день даже не заключен контракт.
Увеличилось количество поставок некачественного товара (работ, услуг), в результате чего срывается подготовка систем водоснабжения и водоотведения к зимнему периоду.
Критическая ситуация сложилась в отношении закупок соли на производство хлора и химических реагентов, которые обеспечивают качество питьевой воды. Товар проверенных поставщиков (производителей), а также сертифицированный, проверенный в лабораториях товар, теперь не может попасть на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, так как он не является самым дешевым. Как результат: снижение качества воды, образование твердых накоплений и отложений в оборудовании и трубах, что приводит их преждевременному износу.
Согласно пункту 8 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции, действующей с 01.01.2017 года, план закупок формируется государственными унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи. Пункт 4 вышеуказанной статьи предписывает формировать планы закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 7 данной статьи, план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, ряд государственных и муниципальных унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения не являются получателем бюджетных средств.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 2 Федерального закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Государственные и муниципальные предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", обеспечивают реализацию приоритетной задачи государства по обеспечению населения питьевой водой и услугами по водоотведению. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", население должно обеспечиваться бесперебойным круглосуточным холодным водоснабжением и водоотведением с постоянным соблюдением соответствия качества холодной воды требованиям санитарных правил и норм.
Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара влекут отсутствие возможности у унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, эффективно реагировать на воздействие факторов внешней среды таких как: резкий перепад температуры, обильные осадки, резкое ухудшение качества водоисточников, изменение химического состава воды в водоисточниках и пр.
Установленный Федеральным законом N 44-ФЗ запрет на указание наименования товара также влечет невозможность осуществления строительно-монтажных работ на сетях водоснабжения и водоотведения, проектная документация по которым согласована учреждением государственной экспертизы с конкретными наименованиями, что ставит под угрозу срыва качество и сроки проведения таких работ.
Таким образом, принятие и реализация данного законопроекта позволит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения осуществлять расходование не бюджетных средств, полученных ими от осуществления своей деятельности, руководствуясь Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что позволит им оставаться конкурентоспособными с иными коммерческими организациями и достигать цели, в соответствии с которыми данные унитарные предприятия были созданы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.