Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231583-7 "О внесении изменений в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 27 апреля 1999 года N 135 "Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности. ГОСТ Р 51270-99" по назначению и условиям применения пиротехнические изделия подразделяют на две группы:
1) пиротехнические изделия бытового назначения, свободно продаваемые населению, обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков, а использование с соблюдением требований прилагаемой инструкции по применению обеспечивает за пределами опасных зон безопасность людей и отсутствие ущерба имуществу и окружающей среде;
2) пиротехнические изделия технического и специального назначения, обращение с которыми требует специальных знаний и навыков, соответствующей аттестации исполнителей (пользователей) и (или) обеспечения определенных условий технического оснащения.
Кроме того, при подразделении пиротехнических изделий по степени потенциальной опасности выделяются пять основных классов пиротехнических изделий.
Статьей 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения, учета пиротехнических изделий IV и V классов (наиболее потенциально опасных).
Что касается пиротехнических изделий I, II и III классов, обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков, то правила поведения людей при обращении с ними определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".
Лица, виновные в нарушении указанных правил, привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение требований пожарной безопасности) на общих основаниях.
Однако статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, которая позволяла бы рассматривать случаи нарушения требований безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий в качестве дополнительного квалифицирующего признака и применять по отношению к виновным лицам более жесткие меры ответственности по сравнению с теми, которые предусмотрены частью 1 указанной статьи.
Согласно статистическим данным ежегодно тысячи людей в России становятся жертвами контрафактной пиротехнической продукции, при этом основную часть пострадавших составляют дети и подростки.
Особенно острой данная проблема становится в период новогодних каникул, когда количество несчастных случаев, связанных с использованием пиротехники, увеличивается в несколько раз.
Хотя статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит положения, предусматривающие более жесткие санкции в случаях, когда нарушение требований пожарной безопасности влечет причинение вреда здоровью человека или его смерть (части 6 и 6.1 соответственно), это не позволяет в полной мере обеспечивать профилактику данного вида правонарушений.
Предлагается дополнить статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 10, установив следующие размеры административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности при обращении с пиротехническими изделиями: для граждан - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Полагаем, что принятие данного законопроекта позволит существенно уменьшить количество случаев детского (подросткового) травматизма, связанного с использованием пиротехнических изделий, и создаст необходимые основания для добросовестного выполнения организациями торговли возложенных на них обязанностей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета и не повлечет за собой дополнительных расходных обязательств Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.