Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 апреля 2016 г. N 5.1-01/1068
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 20 апреля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 911054-6 "О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы A.M. Макаровым 22 октября 2015 года.
Федеральным законом установлена процедура получения согласия налогоплательщика на признание всех полученных в процессе налогового контроля сведений о налогоплательщике или их части общедоступными сведениями, не подпадающими под режим налоговой тайны. Кроме этого, Федеральный закон обязывает налоговые органы размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, о среднесписочной за предшествующий календарный год численности работников организации, об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (без учета сумм налогов и сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и сумм налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента), а также о полученных организацией в предшествующем календарном году доходах и произведенных ею за этот период расходах. Сроки и период размещения указанных сведений, порядок их формирования и размещения, будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Федеральный закон не в полной мере согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации, в частности, принципами, закрепленными в пунктах 1 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которым налогообложение в Российской Федерации основывается на принципе равенства и не допускается при налогообложении ограничивать или создавать препятствия незапрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (принцип нейтральности налогообложения).
Ограничение доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеет своей целью, прежде всего, обеспечение условий свободной конкуренции, гарантированных статьей 34 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которая содержит прямой запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии со статьей 14.7 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Между тем, свободный доступ к информации о доходах и расходах организации ограничивает экономических субъектов в использовании ценовой конкуренции на рынке товаров (работ, услуг), основанной именно на конфиденциальности информации о способности других участников рынка выдерживать условия применения низких цен. Данная конкурентная стратегия широко применяется на рынках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и является сдерживающим фактором роста цен.
Помимо всего, Федеральный закон не согласуется с принципом равенства всех перед законом, так как положения абзацев седьмого - девятого пункта 1 и пункта 2 статьи 1 Федерального закона, предусматривающие, по сути, обязанность налоговых органов обеспечивать открытый доступ к указанным выше сведениям о налогоплательщике, распространяются только на организации. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в сопоставимых экономических условиях, будут иметь различный уровень защиты экономической информации.
Положение абзаца восьмого пункта 1 статьи 1 Федерального закона в части упоминания сумм налогов, уплаченных налоговыми агентами, не согласуется с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса, в соответствии с которым налоговый агент исчисляет, удерживает у налогоплательщика и перечисляет сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации (налог уплачивает только налогоплательщик). Таким образом, данная норма не соответствует установленной в Налоговом кодексе системе понятий, которая важна для точного и непротиворечивого толкования налоговой нормы.
Формулировка части 1 статьи 2 Федерального закона соответствует условиям вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса. Однако пункт 3 части 2 статьи 2 Федерального закона, согласно которому пункт 1.1 статьи 102 Налогового кодекса о размещении в сети "Интернет" указанных в подпункте 7 пункта 1 этой статьи сведений о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков, применяется, начиная с 1 января 2016 года, фактически придает новому пункту 1.1 статьи 102 Налогового кодекса в части размещения указанных сведений обратную силу. Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса, нормы законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что участники рынка и государственные заказчики получат доступ к информации, определяющей характер деятельности и финансовое состояние потенциального контрагента. Однако доступ неограниченного круга лиц к информации о доходах и расходах организации может создать ситуацию особой уязвимости для субъектов малого и среднего предпринимательства в силу отсутствия адекватных правовых механизмов защиты их от участников товарного рынка, имеющих больше ресурсов для поддержания выгодного им уровня цен, а также для организаций, реализующих проекты по модернизации и технологическому перевооружению производства, так как может быть утрачено конкурентное преимущество, получаемое за счет выпуска новой, более современной продукции.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "в" и "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 5 мая 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Временно исполняющий обязанности |
Л.B. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.