Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 апреля 2016 г. N 3.5-03/713
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2016 года, комитет отмечает следующее.
Проект Закона внесен депутатами Государственной Думы. Законом расширяется перечень сведений о налогоплательщике, которые не должны относиться к режиму налоговой тайны, а также уточняются отдельные положения статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Законом предлагается сделать открытыми следующие сведения о налогоплательщиках-организациях:
суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
среднесписочную численность работников организации за календарный год;
суммы уплаченных в календарном году налогов и сборов (без учета налогов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также уплаченных налоговым агентом);
суммы годовых доходов и расходов организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Данные сведения размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну.
Принятие Закона необходимо в связи с тем, что в настоящее время складывается такая ситуация, что одна и та же информация поступает в налоговые органы и другие органы государственной власти. При этом в налоговых органах она попадает под режим налоговой тайны, а в других органах государственной власти имеется в открытом доступе. Это касается, в частности, бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, государственные внебюджетные и инвестиционные фонды обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность.
Также в соответствии с действующим законодательством в отношении отдельных категорий юридических лиц установлена обязанность передачи бухгалтерской отчетности территориальным органам государственной статистики для предоставления заинтересованным пользователям. В результате бухгалтерская отчетность организации, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами государственной статистики, формально имеет открытый доступ, а та же бухгалтерская отчетность, но уже полученная налоговыми органами, подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней.
Имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности будут полезны гражданам и организациям для суждения о реальности бизнеса контрагента-организации. Это поможет избежать обмана дольщиков, когда компании, не имеющие активов или находящиеся на грани банкротства, занимались привлечением инвестиций у населения по договорам долевого строительства. А у хозяйствующих субъектов появится возможность получать необходимую информацию о своих бизнес-партнерах, выяснять, не являются ли они фирмами-однодневками, и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними гражданско-правовых договоров.
Расширение перечня сведений о налогоплательщике, которые не должны относиться к режиму налоговой тайны, будет также полезно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые смогут использовать открытую информацию при заключении контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при формировании и оценке исполнения бюджетов.
Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования с учетом особенностей применения его отдельных положений.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая вышесказанное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.