Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 920300-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части продления сроков обязательного оснащения приборами учета используемого природного газа объектов жилого фонда, собственники которых не выполнили указанные действия до 1 января 2015 года)
(утв. Решением Комитета ГД по энергетике от 11 мая 2016 г. N 3.25-5/126)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 920300-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы П.Н. Завальным, Е.А. Гришиным, Ф.С. Сибагатуллиным, А.М. Меткиным, А.Н. Ткачевым, Н.С. Максимовой, З.А. Аскендеровым, У.М. Умахановым.
Законопроектом в части 12 статьи 13 Федерального закона от 23 декабря 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) предлагается для организаций, осуществляющих поставку или транспортировку природного газа, продлить с 1 января 2016 года на 1 января 2019 года срок оснащения приборами учета используемого природного газа объектов жилого фонда, собственники которых не выполнили указанные действия в нарушение Федерального закона N 261-ФЗ.
Согласно части 5.1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 января 2015 года собственники объектов жилого фонда обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, после 1 января 2015 года обязанность совершать действия по оснащению приборами учета газа объектов жилого фонда, собственники которых в нарушение требований настоящего закона не оснастили их приборами учета газа в установленный срок, возложена на организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и газовые сети которых имеют присоединение к сетям потребителя. В газоснабжении такими организациями являются газораспределительные организации (далее - ГРО). При этом срок исполнения этой обязанности для ГРО установлен до 1 января 2016 года, то есть в течение года. Собственник объекта жилого фонда, не исполнивший в установленный срок обязанности по оснащению объектов жилого фонда приборами учета газа, должен обеспечить допуск ГРО к местам установки приборов учета газа и оплатить расходы ГРО, связанные с их установкой.
До 1 июля 2010 года, в соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ ГРО были обязаны предоставить собственникам объектов жилого фонда и ответственным за их содержание лицам предложения об их оснащении приборами учета газа. В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года ГРО обязаны на договорной основе осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета газа и не вправе отказать обратившимся к ним собственникам объектов жилого фонда в заключении соответствующего договора. ГРО, действуя в рамках Федерального закона N 261-ФЗ, надлежащим образом исполняли указанные требования частей 9 и 10 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с учетом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Анализ результатов работ по оснащению объектов жилого фонда приборами учета газа за 2015 год выявил тенденцию к снижению темпов оснащения указанных объектов, собственники которых к 1 января 2015 года не выполнили такое оснащение. В связи с этим возникла необходимость продления срока решения поставленной задачи для ГРО до 1 января 2019 года, путем его изменения с 1 января 2016 года на 1 января 2019 года.
Согласно частям 1 и 5.2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ требования об установке приборов учета газа не распространяются на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час, а также на жилые дома и помещения в многоквартирных домах, которые отапливаются без применения газоиспользующего оборудования, даже если такой объект газифицирован и газ используется для приготовления пищи или подогрева воды. Таким образом, оснащению приборами учета используемого природного газа подлежат только те объекты жилого фонда, которые удовлетворяют одновременно двум условиям: объем потребления природного газа объектом составляет два или более кубических метра в час и на нем для отопления установлено газоиспользующее оборудование.
Темпы оснащения объектов жилого фонда приборами учета газа напрямую связаны с желанием собственников осуществлять взаиморасчеты за потребленный газ на основании показаний приборов учета газа, а не по нормативам. Большая часть законопослушных собственников жилья на добровольной основе уже обеспечили оснащение своих объектов указанными приборами учета, следствием чего стало снижение темпов оснащения.
Комитетом отдельно отмечается, что в настоящее время среди собственников, неоснащенных приборами учета газа объектов жилого фонда, требующих оснащения во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ, остались в основном социально не защищенные и малоимущие слои населения. Эта категория людей не может или не хочет устанавливать счетчики по предоплате, в связи с этим данная группа собственников объектов жилого фонда не может представлять интерес для других участников рынка услуг по установке приборов учета газа, а ГРО обязаны продолжать работу по их оснащению. Несомненно, деятельность ГРО по оснащению приборами учета газа объектов таких собственников, сопряжена с большими рисками и трудностями, связанными с необходимостью добиваться предоставления доступа к месту установки прибора учета, выполнения оснащения их за свой счет, предоставления рассрочки на оплату понесенных на оснащение этого объекта расходов, обращением в суд при неплатежах и отказах в допуске.
Все вышеперечисленные обстоятельства не смогли не оказать влияние на темпы оснащения приборами учета и существенно увеличить ранее обозначенные сроки для завершения такой работы. Возможность исполнения ГРО требований об оснащении объекта жилого фонда прибором учета газа напрямую зависит от исполнения со стороны собственников этого объекта обязанности обеспечить допуск ГРО к месту установки прибора учета газа, т.е. в жилой дом или квартиру.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 9.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) штрафные санкции в связи с нарушением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности установлены только для энергоснабжающих организаций, штрафные санкции за не допуск указанных организаций (в том числе и газовых) к местам установки прибора учета энергоресурса для собственников жилья в КоАП не предусмотрены.
Согласно статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ проблема доступа к местам установки может быть решена в судебном порядке, причем от момента подачи иска до судебного решения может пройти от трех до шести месяцев, нередко собственник саботирует выполнение решения суда. По мнению Комитета при распределении административной ответственности за нарушения законодательства в области энергосбережения между собственниками энергопотребляющих объектов и организациями, осуществляющими снабжение или транспортировку энергоресурсов, в том числе газа, принцип справедливости не реализован.
Исполняя требования статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, в части предоставления по желанию собственника рассрочки на оплату услуг по оснащению объекта прибором учета газа сроком до пяти лет, ГРО вынуждено, за неимением иных источников финансирования, сокращать эксплуатационные расходы на содержание сетей газораспределения. В настоящих условиях нестабильной экономики, цены на приборы учета газа и стоимость работ на их установку увеличиваются, также повышается и стоимость эксплуатации сетей газораспределения.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета газа подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета. Несмотря на то, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования соответствует значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У) высокая вероятность неплатежей со стороны собственников делает весьма рискованным и практически невозможным привлечение ГРО кредитных средств для целей оснащения объектов жилого фонда приборами учета газа.
В настоящее время поставщики газа поставлены в неравное положение по отношению к поставщикам воды, электро- и теплоэнергии. Согласно статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ на ряду с индивидуальными (поквартирными) предусматривается также установка коллективных (общедомовых) приборов учета воды, электро-и тепловой энергии. Коллективные (общедомовые) приборы учета газа не предусматриваются.
В части 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к установке счетчиков и расчетам по ним.
Принцип стимулирования потребителей коммунальных услуг по обеспечению водой, тепло- и электроэнергией был реализован путем введения повышающих коэффициентов к нормативам потребления воды, тепло- и электроэнергии, которые рассчитываются в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 N 1380).
Повышающие коэффициенты для норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению не введены. Принцип стимулирования покупателей газа к установке приборов учета газа не реализован.
Таким образом, по мнению Комитета, принятие рассматриваемого законопроекта позволит:
- снизить финансовую нагрузку на население и предотвратить социальную напряженность, вызванную вынужденной политикой по принудительной установке приборов учета газа в кратчайшие сроки;
- проработать вопрос и реализовать принцип стимулирования населения к переходу на взаиморасчеты за потребленный газ по показаниям приборов учета газа;
- проработать вопрос и обеспечить соблюдение принципа справедливости при распределении административной ответственности за нарушения законодательства в области энергосбережения между собственниками энергопотребляющих объектов и организациями, осуществляющими снабжение или транспортировку энергоресурсов, в том числе и природного газа;
- снизить нагрузку на ГРО, связанную с необходимостью в кратчайшие сроки выделить средства и выполнить требуемое количество оснащений объектов жилого фонда приборами учета газа, что будет способствовать обеспечению надежной, безопасной и бесперебойной транспортировки газа.
Комитет отмечает, что на указанный законопроект получено положительное заключение Комитета Совета Федерации по экономической политике. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы констатируется, что замечаний правового характера по представленному законопроекту не имеется.
В Официальном отзыве Правительства Российской Федерации на рассматриваемый законопроект поддерживается при условии распространения его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года до момента вступления в силу соответствующих требований, предусмотренных проектом федерального закона.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, одновременно считает, что действие вносимых законопроектом изменений в статью 13 Федерального закона N 261-ФЗ целесообразно распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, в связи с этим текст законопроекта нуждается в доработке и уточнении при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 920300-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления сроков обязательного оснащения приборами учета используемого природного газа объектов жилого фонда, собственники которых не выполнили указанные действия до 1 января 2015 года) в первом чтении при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.