Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 2 проекта федерального закона (далее - проект) Российский Красный Крест является основанной на членстве общественно-государственной организацией, созданной Российской Федерацией. Между тем пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не содержат такой организационно-правовой формы некоммерческой организации.
В проекте не учтено, что Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (далее - Национальные общества) являются составными частями Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее - Международное движение), с которыми сотрудничают государства-участники Женевских конвенций.
В части 5 статьи 2 законопроекта предлагается закрепить, что деятельность Российского Красного Креста "основывается на принципах гуманности, беспристрастности и добровольного членства граждан и юридических лиц". В связи с этим отмечаем, что деятельность составных частей Международного движения регулируется Уставом, принятым XXV Международной конференцией Красного Креста в Женеве в октябре 1986 года, который закрепляет следующие основополагающие принципы: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность. Независимость означает, что "Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию_". Согласно принципу единства в государстве может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца.
Таким образом, ни государства, ни Национальные общества не могут самостоятельно изменять или выбирать в рамках своей деятельности отдельные принципы, как это предлагается в законопроекте.
В дополнительном обсуждении нуждается часть 4 статьи 2 проекта, поскольку вхождение Российского Красного Креста в Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца не зависит только от воли создаваемой организации, поскольку процедура принятия в члены Международного движения осуществляется в соответствии с актами Международного движения и его составных частей.
В части 9 статьи 2 проекта указано на то, что Российской Красный Крест имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации. Однако в силу пункта 3 статьи 125 ГК РФ и статьи 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности Государственный герб Российской Федерации помещается в случае, если они наделены отдельными государственно-властными полномочиями и только "по специальному поручению". В части 10 статьи 2 проекта необходимо уточнить ссылку на пункт 1 части 9 статьи 2 законопроекта, поскольку в указанной норме пункты отсутствуют. Нуждается в уточнении редакция части 12 статьи 2 проекта.
Положения пункта 7 части 2 статьи 3 проекта нуждаются в соотнесении с нормами статьи 7 Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов". В пункте 8 части 2 статьи 3 проекта нуждается в уточнении понятие "медицинская профилактика", поскольку в законопроекте данное понятие не раскрывается, в законодательстве не содержится (см. нормы Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В пункте 12 части 2 статьи 3 проекта понятие "жилище" необходимо заменить понятием "жилое помещение", что будет соответствовать нормам законодательства Российской Федерации (см., например, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации).
Не представляется возможным определить порядок финансового обеспечения "общественно-государственной организации" Российский Красный Крест в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 4 проекта).
В части 3 статьи 5 проекта указано, что имущество, сформированное за счет имущественного взноса Российской Федерации, находится в оперативном управлении Российского Красного Креста. Между тем в силу статьи 296 ГК РФ на правах оперативного управления имущество закрепляется только за учреждениями и казенными предприятиями.
Необходимо согласовать статьи 7, 8 и 9 проекта, поскольку в статье 7 Общее собрание Российского Красного Креста названо высшим органом управления, но из положений статьей 8 и 9 следует, что таковым по существу является Попечительский Совет. Также следует уточнить, о каких делегатах регионального отделения Российского Красного Креста в части 3 статьи 8 проекта идет речь, если Российский Красный Крест только образуется, и региональные отделения в субъектах Российской Федерации создаются по усмотрению самого Российского Красного Креста.
Обращаем внимание, что в проекте часть 4 статьи 10 отсутствует. Необходимо согласовать между собой положения пункта 5 части 5 статьи 10 проекта, в соответствии с которым Президент Российского Красного Креста заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Аппарата Российского Красного Креста, и положения части 3 статьи 11 проекта, согласно которым работники Аппарата Российского Красного Креста назначаются на должность и освобождаются от должности Руководителем Аппарата Российского Красного Креста. В соответствии с пунктом 12 части 5 статьи 10 проекта Президент Российского Красного Креста утверждает, в том числе размер и форму оплаты труда. Исходя из норм статьей 131 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации, полагаем необходимым уточнить, идет ли речь в данном случае об утверждении формы оплаты труда работников Аппарата Российского Красного Креста или об утверждении системы оплаты труда указанных работников.
Положения главы IV проекта "Использование в Российской Федерации эмблемы Красного Креста, эмблемы Российского общества и словосочетания "Российский Красный Крест" выходят за рамки предмета регулирования, указанного в наименовании и статье 1 проекта. Использование эмблемы Красного Креста как в мирное, так и в военное время различными лицами и для защиты и обозначения санитарных формирований и учреждений является более широким вопросом, относящимся ко всем составным частям Международного движения, а также Вооруженным Силам Российской Федерации. Соответственно, использование эмблемы Красного Полумесяца также не соотносится с предметом законопроекта и данной статьи. Кроме того, из статьи 15 проекта неясно, о чем идет речь - об эмблеме Красного Креста, Красного Полумесяца в соответствии с Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (заключена в г. Женеве 12.08.1949) либо о личной эмблеме Российского Красного Креста.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.