Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел указанный законопроект в части предмета своего ведения и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О Российском Красном Кресте", как следует из пояснительной записки и статьи 1 законопроекта, разработан с целью определения правового положения, целей и задач, полномочий и функций Российского Красного Креста, а также установления порядка управления Российским Красным Крестом и порядка финансового обеспечения его деятельности.
В целом, идея закрепления на законодательном уровне норм, регулирующих деятельность Российского Красного Креста как особой некоммерческой организации, своевременна и заслуживает серьезного внимания. Однако к законопроекту имеется ряд замечаний и предложений.
Так, статьей 2 законопроекта предусмотрено, что Российский Красный Крест (далее также - РКК) является основанной на членстве общественно-государственной организацией, созданной Российской Федерацией. Его полное наименование на русском языке - общественно-государственная организация "Российский Красный Крест".
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации, основанные на членстве, создаются в таких организационно-правовых формах как потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации и являются некоммерческими корпоративными организациями. Общественно-государственные организации Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
По сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, на сегодняшний день существует Общероссийская общественная организация "Российский Красный Крест" (ОГРН 1037700182772), а также Общественная организация "Российское общество Красного Креста" (ОГРН 1022601311787). Организационно-правовой формой указанных организаций является общественная организация.
Полное наименование РКК на английском языке, указанное в части 6 статьи 2 законопроекта, не является полным, поскольку только частично переведено на английский язык.
Частью 10 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что РКК вправе выступать учредителем некоммерческих организаций, создаваемых в форме общественного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации (союза). При этом, общественные объединения и некоммерческие партнерства как вид некоммерческих организаций статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрены.
Частью 8 статьи 2 законопроекта закреплено, что РКК вправе создавать региональные отделения в субъектах Российской Федерации, однако частью 3 статьи 8 законопроекта установлено, что членами общего собрания РКК - высшего органа управления РКК являются делегаты региональных отделений РКК в субъектах Российской Федерации. Следовательно, РКК не вправе, а обязано создавать региональные отделения.
Пункт 3 части 5 статьи 8 законопроекта в части полномочий общего собрания РКК требует уточнения.
Также рекомендуем обратить внимание на замечания, изложенные в заключении Правительства Российской Федерации на данный законопроект.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.