Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 930605-6 "О внесении изменения в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения срока вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 930605-6 "О внесении изменения в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, А.В. Руденко, А.А. Шеиным, И.Р. Самиевым и др. (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающее сокращение срока, по истечении которого решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, с двух лет до одного года.
В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору этого решения. При этом данной нормой также предоставляется право субъектам Российской Федерации своим законом сократить двухгодичный срок вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Однако указанным правом воспользовалось меньшинство субъектов Российской Федерации. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лишь в 38 субъектах Российской Федерации приняты законы, устанавливающие сокращенный срок на вступление в силу соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
Это означает, что в большинстве субъектов Российской Федерации в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, собственники помещений в таком многоквартирном доме будут продолжать уплачивать взносы на счет регионального оператора еще в течение двух лет после принятия данного решения. И только по истечении указанного срока региональный оператор обязан перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет в объеме, который был получен им от собственников помещений в многоквартирном доме за указанный период.
По мнению Комитета, с одной стороны реализация законопроекта упростит порядок перечисления региональным оператором средств фонда капитального ремонта на специальный счет, так как объем средств собственников помещений в многоквартирном доме, направляемых региональному оператору, существенно уменьшится, а также сократит объем расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации на проведение региональным оператором претензионно-исковой работы по взысканию взносов на капитальный ремонт, направлению собственникам платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт и т.д., с другой стороны - позволит повысить доверие собственников помещений в многоквартирных домах к регулируемой Жилищным кодексом Российской Федерации системе по обеспечению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также мотивировать их к переходу на осуществление самостоятельного накопления средств на финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в своих многоквартирных домах, и, как следствие, к ответственному отношению к принадлежащему им общему имуществу в таких многоквартирных домах. Поэтому Комитет поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем положения законопроекта не учитывают изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами депутатов Государственной Думы" позицию о применении части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предписание указанной правовой нормы в части установленного двухгодичного срока вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 930605-6 "О внесении изменения в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом доработки его ко второму чтению в части указанного в настоящем заключении замечания.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.