Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1018134-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, О.Н. Алимовой, А.В. Потаповым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается отнести к объектам парламентского контроля в сфере бюджетных отношений, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации превышает 30 процентов на конец предыдущего отчетного финансового года, а также организации, учрежденные Российской Федерацией, организации, учрежденные указанными юридическими лицами, организации, имеющие в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) указанных юридических лиц, превышающую (превышающий) 30 процентов на конец предыдущего отчетного финансового года.
Согласно пункту 3.1 статьи 7.1 и пункту 7 статьи 7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" утверждение долгосрочной программы деятельности государственной корпорации и государственной компании, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, а также определение порядка использования прибыли государственной корпорации и государственной компании относятся к компетенции высшего органа управления государственной корпорации и государственной компании.
В соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле" Счетная палата Российской Федерации привлекается к участию в осуществлении парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ). В частности, частью 1 статьи 15 Федерального закона N 41-ФЗ определено, что Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах.
Учитывая, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию, полагаем, что вопрос о возможности осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля в сфере бюджетных отношений в отношении государственных корпораций и государственных компаний (посредством деятельности Счетной палаты Российской Федерации) законодательством урегулирован.
Также обращаем внимание, что законопроектом вводится обязанность Государственной Думы рассматривать проекты финансовых планов указанных в законопроекте организаций, при этом соответствующая обязанность организаций составлять и предоставлять проекты финансовых планов в Государственную Думу не предусматривается в федеральных законах, регламентирующих деятельность соответствующих организаций (например, в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").
Кроме того, в представленном законопроекте используется понятие "открытое акционерное общество", однако в настоящее время в законодательстве Российской Федерации, в частности, в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" вместо термина "открытое акционерное общество" используется термин "публичное акционерное общество".
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.