Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и направлен на совершенствование организации работы судебной системы Республики Мордовия.
Законопроектом предлагается упразднение 9 малосоставных судов: Атюрьевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Дубёнского, Ельниковского, Кадошкинского, Кочкуровского, Старошайговского, Теньгушевского районных судов Республики Мордовия с одновременной передачей отнесённых к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Атяшевского, Инсарского, Ичалковского, Краснослободского, Темниковского, Торбеевского, Чамзинского районных судов, Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия. Принятие указанного проекта федерального закона не повлечет ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не подорвет стабильность судебной системы Республики Мордовия в целом.
Упраздняемые суды - малосоставные (со штатной численностью 2-3 судьи), что существенно затрудняет как саму их деятельность по осуществлению правосудия, так и процесс обеспечения этой деятельности. В связи с малосоставностью вышеуказанных районных судов затруднительно выполнение положения процессуального законодательства о последствиях отвода судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей.
Наличие малосоставных районных судов создает препятствия для реализации права гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 Конституции Российской Федерации).
Увеличение штатной численности судей в этих судах потребует дополнительных площадей для судов, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов, что представляется нецелесообразным.
В то же время Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
На местах упраздненных судов будут сформированы судебные присутствия: в селе Атюрьево Атюрьевского района Республики Мордовия, в селе Большие Березники Болыиеберезниковского района Республики Мордовия, в селе Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия, в селе Дубёнки Дубёнского района Республики Мордовия, в селе Ельники Ельниковского района Республики Мордовия, в рабочем посёлке Кадошкино Кадошкинского района Республики Мордовия, в селе Кочкурово Кочкуровского района Республики Мордовия, в селе Старое Шайгово Старошайговского района Республики Мордовия, в селе Теньгушево Теньгушевского района Республики Мордовия.
При этом штатная численность судей и работников аппаратов упраздняемых судов передается в близлежащие районные суды, которые продолжают действовать с расширением их юрисдикции за счет упраздняемых судов. Назначение судей упраздненных судов будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46), выступающую важнейшей конституционной гарантией всех других прав и свобод. Право граждан на доступ к правосудию ограничено не будет, поскольку схема размещения судов не изменится. Граждане смогут реализовать право на обращение в суд с учётом места их проживания.
Правосудие в Республике Мордовия отправляют 135 федеральных судей. Общее количество всех дел и материалов, рассмотренных ими в 2016 году, составило 50230. В среднем на одного судью в год приходится рассмотрение 372,1 дела.
Среднемесячный республиканский показатель нагрузки составил: в 2011 году - 29,9 дела; в 2012 году - 31 дело; в 2013 году - 34,5 дела; в 2014 году - 33,9 дела; в 2015 году - 39,2 дела; в 2016 году - 38,5 дела.
Среднемесячный показатель нагрузки в предлагаемых к упразднению районных судах составил: в 2011 году - 8,1 - 29,6 дела; в 2012 году - 9,2 - 33,9 дела; в 2013 году - 9,8 - 33,7 дела; в 2014 году - 10,8 - 27,5 дела; в 2015 году - 11,3 - 34,6 дела; в 2016 - 13,3 - 45,9 дела.
Анализ служебной нагрузки судей Республики Мордовия, проводимый на протяжении нескольких лет, свидетельствует о значительном дисбалансе ее в судах республики. Нагрузка в предлагаемых к упразднению районных судах значительно ниже, чем в среднем по Республике Мордовия.
Например, по результатам работы в 2016 году в двухсоставном Большеигнатовском районном суде среднемесячная нагрузка на одного судью составила: по уголовным делам - 0,6 дела; по гражданским - 11,6 дела; по административным - 0,9 дела; по делам об административных правонарушениях - 0,5 дела. Общее количество рассмотренных судом дел - 349.
В трёхсоставном Ичалковском районном суде среднемесячная нагрузка на одного судью в 2016 году составила: по уголовным делам - 1,3 дела; по гражданским - 13,6 дела; по административным - 1,5 дела; по делам об административных правонарушениях - 1,5 дела. Общее количество рассмотренных судом дел - 769.
Законопроектом предлагается упразднить Болынеигнатовский районный суд, образовав в составе Ичалковского районного суда Республики Мордовия постоянное судебное присутствие в селе Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия.
В трёхсоставном Кочкуровском районном суде среднемесячная нагрузка на одного судью в 2016 году составила: по уголовным делам - 1,2 дела, по гражданским - 11,7 дела, по административным - 1,2 дела, по делам об административных правонарушениях - 4,7 дела. Общее количество рассмотренных судом дел -711.
В Октябрьском районном суде г. Саранска среднемесячная нагрузка на одного судью в 2016 году составила: по уголовным делам - 1,7 дела; по гражданским - 18,1 дела; по административным - 3,2 дела; по делам об административных правонарушениях - 6,7 дела. Общее количество рассмотренных судом дел - 7603.
Упразднение малосоставных районных судов, образование постоянных судебных присутствий в составе районных судов Республики Мордовия и последующее перераспределение штатной численности судей позволят более равномерно распределить нагрузку на судей районных судов, оптимизировать штатную численность сотрудников судебной системы республики.
Количество председателей судов в реорганизуемых судебных районах сократится, что обеспечит экономию с точки зрения финансового и материально-технического обеспечения судов.
При этом во всех районах, где предполагается реорганизация районных судов, хорошо развита сеть автомобильных дорог, действует автобусное сообщение.
Предлагаемый проект федерального закона позволит оптимизировать процесс отправления правосудия в соответствующих районах Республики Мордовия, уравновесить распределение нагрузки между судьями, обеспечив при этом право граждан на свободный доступ к правосудию.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия" предполагает изготовление дополнительных печатей, штампов, бланков, замену вывесок на зданиях судов, замену служебных удостоверений судей и работников аппарата упраздняемых судов.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Республике Мордовия на указанные цели потребуется 101 250 руб., в том числе:
1. Вывеска - 9*3000 = 27 ООО
2. Таблички на кабинет - 100*500=50 000
3. Бланки с изображением Государственного Герба РФ - 1300*0,50=650
4. Гербовые печати - 9*1800=16 200
5. Угловые штампы - 9*600=5 400
6. Удостоверения для работников суда 100 шт. - 20 руб./шт. =2 000 руб.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции, что не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия"
Принятие проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.