Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 241817-7 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям"
Досье на проект федерального закона
Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям принят на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности в Марракеше (Марокко) 27 июня 2013 г. (далее Марракешский договор).
Присоединение России к Марракешскому договору позволит расширить доступ к книгам, журналам, учебным материалам лицам с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, обеспечит для них равный доступ к культурной и социальной жизни общества, позволит осуществлять международный обмен экземплярами произведений, созданными в доступных форматах.
Марракешский договор содержит два основных положения, которые предусматривают:
установление ограничений и исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, позволяющих вносить необходимые изменения для изготовления экземпляров произведений в доступном формате, воспроизводить, распространять и доводить до всеобщего сведения произведения в форматах, доступных для таких лиц;
осуществление международного обмена произведениями в форматах, доступных для слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, посредством деятельности специально уполномоченных органов.
Уполномоченным органом согласно Марракешскому договору может являться как специально уполномоченный орган, так и признанный правительством присоединившейся страны в качестве такого и оказывающий лицам с нарушениями зрения на некоммерческой основе услуги в области образования, обучения, доступа к информации.
Положения Марракешского договора распространяются на произведения в форме текста, нотной записи и/или связанных с ними иллюстраций, опубликованные или иным образом доведенные до всеобщего сведения с помощью любых средств информации, включая аудиокниги.
Марракешский договор содержит положения, которые потребуют внесения изменения в законодательство Российской Федерации, в частности:
в пункт 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части изменения терминологии "специального формата" на "специально-доступный формат". Доступный формат по Марракешскому договору означает любой формат, который обеспечит лицу с нарушениями зрения и иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию такой же реальный и удобный доступ к произведениям (в том числе в цифровом формате), как и лицам без подобных нарушений;
в части распространения положений статьи 1274 ГК РФ не только на слепых и слабовидящих лиц, но на лиц, которые имеют нарушения зрения либо ограниченную способность восприятия или чтения, а также лиц, которые в силу какого-либо физического недостатка не могут держать книгу или обращаться с ней (определение бенефициара по Марракешскому договору);
в части дополнения пункта 2 статьи 1274 положением об установлении ограничения и исключения из авторского права в том числе, в отношении права на доведение до всеобщего сведения экземпляров, созданных в доступных форматах.
По Марракешскому договору национальное законодательство сторон должно разрешать непосредственно бенефициару, лицу, действующему от его имени или уполномоченному органу ввоз экземпляров в доступном формате без согласия правообладателя, что также потребует внесения соответствующего положения в часть четвертую ГК РФ.
Решение о присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору принимается в форме федерального закона на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", так как его исполнение требует внесения изменений в действующие федеральные законы, а предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
Реализация Марракешского договора не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект и проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям"
Реализация Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям"
Принятие Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям" потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Обоснование необходимости: определение "экземпляр в доступном формате" трактуется Марракешским договором шире по сравнению с определением "специального формата", предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1274 ГК РФ);
Марракешский договор устанавливает ограничения и исключения из авторского права не только в отношении слепых и слабовидящих, но также и в отношении лиц, которые имеют нарушения зрения либо ограниченную способность восприятия или чтения, а также лиц, которые в силу какого-либо физического недостатка не могут держать книгу или обращаться с ней (определение "бенефициара");
Марракешский договор предусматривает установление в национальном законодательстве ограничения и исключения из авторского права, в том числе в отношении права на доведение до всеобщего сведения экземпляров, созданных в доступных форматах;
Марракешский договор предусматривает положение о том, что национальное законодательство сторон должно разрешать непосредственно бенефициару, лицу, действующему от его имени или уполномоченному органу импорт (ввоз) экземпляров в доступном формате без согласия правообладателя.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): потребуется внесение изменений в пункт 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации в части изменения терминологии "специального формата" на "специально-доступный формат", в целях приведения национального законодательства в соответствие с международным договором; в части распространения положений статьи не только на слепых и слабовидящих лиц, но и на лиц с иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию; в части установления ограничения и исключения из авторского права в отношении права на доведение до всеобщего сведения экземпляров, созданных в доступных форматах. Также потребуется внесение изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации посредством ее дополнения положением о том, что импорт экземпляров произведений в доступном формате в интересах лиц с нарушениями зрения осуществляется без согласия правообладателя.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям"
Принятие Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 32 "Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), перечня библиотек, предоставляющих слепым и слабовидящим доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также Правил предоставления библиотеками доступа слепым и слабовидящим к экземплярам произведений, созданных в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), через информационно-телекоммуникационные сети".
Обоснование необходимости: Марракешский договор содержит положение об осуществлении трансграничного обмена произведениями в форматах, доступных для слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию посредством деятельности специально уполномоченных органов.
Уполномоченным органом согласно Марракешскому договору может являться как специально уполномоченный орган, так и признанный правительством в качестве такого.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования); перечень уполномоченных органов, перечень доступных форматов, правила осуществления трансграничного обмена предлагается установить путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 32.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.