Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 243990-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения положений Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ), касающихся правового регулирования проката и показа фильмов на территории Российской Федерации.
Введение Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка" штрафных санкций за прокат и (или) показ фильмов без прокатного удостоверения создает ряд проблем для представителей киносообщества.
Под штрафные санкции попадают организаторы кинофестивалей, проводимых на территории Российской Федерации, поскольку прокатные удостоверения могут отсутствовать у фильмов не только зарубежного, но и у большинства фильмов отечественного производства.
Как правило, фильмы, представляемые на кинофестивали, являются режиссерскими версиями и создаются в единственном экземпляре исключительно для фестивального показа. В дальнейшем к прокату фильма создается его прокатная версия, которая тиражируется и экземпляр которой сдается на государственное хранение в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
С учетом изложенного представляется необходимым внести изменения в Закон N 126-ФЗ, в соответствии с которыми прокатное удостоверение не будет требоваться при осуществлении показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации кинофестивале.
Законопроектом вводится понятие кинофестиваля - культурно-просветительного мероприятия, проводимого в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющего собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов, которое может включать конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов.
Демонстрация фильма без прокатного удостоверения будет возможна только на кинофестивалях, включающих конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов, общая продолжительность которых составляет не более десяти дней, при условии, что показ такого фильма на кинофестивале осуществляется не позднее одного календарного года, следующего за годом создания фильма. При этом обязанность получать прокатное удостоверение в случае дальнейшего коммерческого показа фильма (выхода фильма на широкий экран) законопроектом сохраняется.
Справочно: В 2014 году на территории Российской Федерации при государственной финансовой поддержке были проведены 60 кинофестивалей, из них 38 международных и 22 российских.
С 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. было выдано 325 прокатных удостоверений на фильмы, созданные в 2013 году, госпошлина за выданные прокатные удостоверения составила 650 000 рублей (в соответствии с подпунктом 91 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за выдачу прокатного удостоверения на кино- и видеофильмы составляет 3 500 рублей).
С 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. было выдано 453 прокатных удостоверения на фильмы, созданные в 2014 году, госпошлина за выданные прокатные удостоверения составила 906 000 рублей.
Действующей редакцией статьи 5.1 Закона установлено, что прокатное удостоверение не требуется для показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа.
В настоящее время не представляется возможным четко определить случаи, когда фильм создавался специально для показа по телевидению, что создает проблемы в применении указанной нормы.
Справочно: Ранее фильм, предназначенный для показа в кинотеатре, записывался (снимался) на кинопленку, а фильм, предназначенный для показа по телевидению - на кассету (Betacam). В настоящее время фильмы записываются (снимаются) на цифровые камеры и исходные материалы, полученные с цифровой кинокамеры, могут быть преобразованы как для кинотеатрального показа, так и для телевизионного показа.
Законопроектом предлагается установить, что прокатное удостоверение не будет требоваться при осуществлении показа любого фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению.
При этом показ по телевидению фильмов без прокатного удостоверения не повлечет угрозы распространения на территории России запрещенной информации, так как статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-ФЗ "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) установлен запрет на использование средств массовой информации для распространения определенных видов информации (сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, материалов, содержащих нецензурную брань и т.д.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "2124-I"
Справочно: Статьей 56 Закона о СМИ также установлено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о СМИ. Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемого телеканала требованиям законодательства Российской Федерации. Ответственность за нарушение Закона о СМИ установлена статьей 13.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, фильмы как отечественного, так и зарубежного производства в большинстве случаев демонстрируются по телевидению уже после того, как заканчивается их кинотеатральный прокат, поскольку именно кассовые сборы от демонстрации фильмов в кинотеатрах приносят дистрибьюторам наибольший доход. Для показа в кинотеатрах фильмы в установленном порядке получают прокатные удостоверения. Таким образом, большая часть демонстрируемых на телеканалах фильмов имеет прокатные удостоверения.
Статьей 2 законопроекта установлено, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Данная норма обусловлена тем, что существующим в настоящее время кинофестивалям необходимо привести свои регламенты (правила) в соответствии с требованиями, предусматриваемыми законопроектом, для показа фильмов без прокатного удостоверения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального Закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Возможное выпадение доходов федерального бюджета в 2017 году составит 273 000 рублей за счет снижения количества выданных прокатных удостоверений на фильмы и соответственно объемов уплаченной государственной пошлины за их выдачу (78 шт. х 3,5 тыс. руб.).
Вышеуказанная сумма поступит в федеральный бюджет в 2018 году при обращении за получением прокатных удостоверений и уплате государственной пошлины за их выдачу.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 143 "Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов" (далее - Правила).
Обоснование необходимости: часть 2 статьи 1 законопроекта предусматривает, что осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации кинофестивале, включающем конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов, общая продолжительность которого составляет не более десяти дней, при условии, что показ такого фильма на кинофестивале осуществляется не позднее одного календарного года, следующего за годом создания фильма.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): необходимо дополнить Правила с учётом положений законопроекта.
Срок подготовки: 3 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
2. Принятие законопроекта не потребует принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не повлечет признание утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.