Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2016 г. N 5.1-01/1094
по проекту федерального закона N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 апреля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 930602-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 ноября 2015 года под наименованием "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон направлен на определение порядка и условий однократного безвозмездного предоставления гражданам Российской Федерации земельных участков в Дальневосточном федеральном округе.
Федеральный закон, в частности, определяет требования к земельным участкам, передаваемым гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование, порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, порядок предоставления земельного участка гражданину и особенности такого предоставления, основания для отказа в предоставлении земельного участка, основания и порядок прекращения договора безвозмездного пользования, ограничения оборотоспособности выделенных земельных участков.
Гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе по истечении пяти лет со дня заключения договора и до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет.
В случае выделения земельного участка в безвозмездное пользование гражданин свободен в выборе любого вида (видов) разрешённого использования, о котором (которых) он в срок не позднее года после выделения земельного участка обязан уведомить уполномоченный орган, с которым был заключён договор о безвозмездном выделении земельного участка, в установленной Федеральным законом форме.
С целью информирования граждан, государственных органов, органов местного самоуправления о выделяемых земельных участках создаётся федеральная информационная система.
С целью реализации указанных положений вносятся соответствующие изменения в ряд федеральных законов.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "д" (федеральная государственная собственность и управление ею), "з" (федеральный бюджет) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а в соответствии с пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами) и "к" (земельное, водное, лесное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
В то же время обращаем внимание на то, что отсутствие ограничений на соблюдение при выборе вида (видов) разрешённого использования земельного участка только видами (часть 5 статьи 8 Федерального закона), установленными для соответствующей категории земель, в случае земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, может привести к их использованию не в целях сельскохозяйственного производства, к примеру, для жилой застройки.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Правовыми последствиями вступления в силу Федерального закона явятся создание условий для однократного безвозмездного предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и последующего их вовлечения в хозяйственное использование и гражданский оборот.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "а" (федеральный бюджет) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 7 мая 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
На основании пунктов 2 и 4 указанной статьи Федерального закона предоставление земельных участков в безвозмездное пользование будет осуществляться до 1 января 2035 года, а оформление их в собственность или аренду на основании пунктов 3 и 6 названной статьи - до 1 января 2040 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителям Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.