Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 26 апреля 2016 г. N 3.6-04/824
по проекту федерального закона N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 апреля 2016 года (проект N 930602-6) и отмечает следующее.
Законопроект внесен Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, площадь которого не превышает одного гектара.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком. По истечении пяти лет земельный участок предоставляется в собственность бесплатно или в аренду при условии, что в указанный период земельный участок использовался гражданином в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования земельным участком.
По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок предоставляется ему в аренду на срок до сорока девяти лет при условии, что в указанный период такой земельный участок использовался гражданином в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования земельным участком. По истечении десяти лет со дня заключения договора аренды земельного участка из состава земель лесного фонда такой земельный участок может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно.
В случае, если гражданин подает заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование через орган регистрации прав, данный орган обязан обеспечить подготовку схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы.
Федеральный закон регулирует порядок предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, основания отказа в предоставлении земельного участка.
Земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом.
В случае, если земельный участок, предоставленный гражданину в безвозмездное пользование, расположен в границах территории, применительно к которой не утвержден градостроительный регламент, гражданин вправе использовать такой земельный участок в соответствии с любым видом или любыми видами разрешенного использования земельных участков независимо от принадлежности такого земельного участка к той или иной категории земель.
В срок не позднее одного года со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданин направляет в уполномоченный орган уведомление о выбранных им виде или видах разрешенного использования такого земельного участка.
Гражданин вправе изменить выбранные вид или виды разрешенного использования земельного участка.
Гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов.
Использование гражданином предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не является использованием такого земельного участка не в соответствии с его целевым назначением.
В случае, если гражданином в качестве вида разрешенного использования выбрана заготовка древесины, реализация древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на указанном земельном участке, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Использование лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование осуществляется на основании проекта освоения лесов. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на указанных земельных участках, состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и составления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Представляется затруднительным реализация такого разрешенного вида использования лесных участков как заготовка древесины на одном гектаре при запрете проведения сплошных рубок лесных насаждений.
В срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданин представляет в уполномоченный орган декларацию об использовании земельного участка.
В случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Данная норма обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления в условиях ограниченности бюджетов выбирать - финансировать развитие существующих поселений и территорий или, в первую очередь, направить средства на строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур вновь образованных земельных участков.
Федеральным законом вводится особый порядок регистрации сведений в государственном кадастре недвижимости, когда необходимость определения категории земель исключается в отношении земельного участка в случаях, когда категория земель не соответствует заявительно испрашиваемому виду разрешенного использования земельного участка.
В случае, если вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует категории земель, к которой относится указанный земельный участок, то такой земельный участок может использоваться в соответствии с установленным видом разрешенного использования без перевода земельного участка в другую категорию земель.
Необходимо иметь в виду, что никакими расчетами не обосновано, что бесплатное предоставление земельных участков именно в один гектар повысит уровень жизни в Дальневосточном федеральном округе. Следует учитывать, что земельные участки, особенно лесного фонда, не обеспечены соответствующей инфраструктурой.
Следует учесть, что передача в собственность граждан Российской Федерации значительных земельных ресурсов, в том числе лесных участков из состава земель лесного фонда, может привести в будущем к ситуации аналогичной ситуации с земельными долями. Через определенное время в стране может появиться значительное число собственников земельных участков в один гектар, которые потеряют интерес к этим землям, но будут являться собственниками земли, фактически не проживая на этих участках, а органы местного самоуправления будут нести бремя содержания соответствующей инфраструктуры.
До 31 мая 2016 года высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют муниципальные образования, расположенные в границах которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование. До 1 декабря 2016 года земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование только гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.