Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 26 апреля 2016 г. N 3.2-05/1147
по проекту федерального закона N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 930602-6), принятый Государственной Думой 22 апреля 2016 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на урегулирование отношений, связанных с предоставлением в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Федеральным законом к таким субъектам отнесены Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
В целях обеспечения реализации гражданами права на предоставление указанных земельных участков положениями Федерального закона предусматривается следующее.
Земельный участок может быть предоставлен гражданам для любой не запрещенной законом деятельности при соблюдении определенных условий, установленных федеральными законами, площадью, не более 1 гектара на каждого гражданина.
Земельный участок должен располагаться на расстоянии более 10 километров от населенных пунктов с численностью населения более пятидесяти тысяч человек и на расстоянии более 20 километров - от населенных пунктов с численностью населения более трехсот тысяч человек.
Такой земельный участок предоставляется гражданину в безвозмездное пользование сроком на 5 лет при условии, что в указанный период земельный участок будет использоваться гражданином в соответствии с выбранным видом разрешенного использования. По истечении пяти лет гражданин вправе по своему выбору получить земельный участок в аренду или безвозмездно в собственность.
Федеральным законом устанавливается упрощенный порядок образования земельных участков без проведения кадастровых работ и вынесения границ земельных участков на местность.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка будет являться утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа. При этом разработки и утверждения документации по планировке территории или проектной документации лесных участков не требуется.
На официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, в сети "Интернет" предусматривается размещение федеральной информационной системы, посредством которой будет обеспечиваться отображение земельных участков, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, с целью возможности выбора гражданином земельного участка и подготовки схемы его размещения на публичной кадастровой карте.
Данной информационной системой также предусмотрено:
- осуществление информирования граждан о порядке и условиях предоставления земельных участков;
- возможность подачи гражданином заявления в уполномоченный орган в форме электронного документа,
- возможность направления гражданину проекта договора безвозмездного пользования, аренды или купли-продажи земельного участка;
- информирование граждан о решениях, принимаемых уполномоченным органом.
Федеральным законом установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков и оснований для прекращения договора безвозмездного пользования земельными участками.
Заключительными положениями Федерального закона предусмотрены дополнительные основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование, применяющиеся до 1 января 2018 года.
Кроме того, Федеральным законом предусмотрены ограничения в оборотоспособности земельных участков в части недопущения заключения договоров, предусматривающих переход прав на такие земельные участки, если стороной договора являются иностранное государство, международная организация, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо или юридическое лицо, в уставном (складочном) капитале которого имеется доля иностранного государства, международной организации, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства.
В связи с принятием Федерального закона соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и др.
Положения Федерального закона о предоставлении гражданам земельных участков в безвозмездное пользование применяются с 1 июня 2016 года в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и расположены в границах отдельных муниципальных образований, определенных высшим исполнительным органом государственной власти каждого субъекта Российской Федерации. В отношении иных земельных участков - с 1 октября 2016 года.
До 31 мая 2016 года высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют муниципальные образования, расположенные в границах которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом с 1 июня 2016 года, и обеспечивают размещение информации о таких муниципальных образованиях в информационной системе.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.