Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 апреля 2016 г. N 3.5-04/706
по проекту федерального закона N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой 22 апреля 2016 года, комитет отмечает следующее.
Принятый Государственной Думой Закон существенно отличается от внесенной Правительством Российской Федерации редакции и характеризуется более глубокой проработкой вводимых им правовых механизмов.
Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации (далее - граждане).
Закон предусматривает право гражданина на однократное предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, площадь которых не превышает 1 гектара.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, вправе определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. Согласно Закону такое решение может быть принято, если территории расположены в границах населенных пунктов, находящихся в границах городских округов, городских поселений, или расположены в границах населенных пунктов, находящихся в границах сельских поселений и являющихся административными центрами муниципальных районов, а также если территории расположены на расстоянии не более десяти километров от населенных пунктов с численностью населения более пятидесяти тысяч человек или на расстоянии не более двадцати километров от населенных пунктов с численностью населения более трехсот тысяч человек. При этом в соответствии с Законом необходимо согласование указанных территорий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории этого федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.
Также Закон определяет, что земельный участок предоставляется на основании договора безвозмездного пользования сроком на пять лет, по истечении которого по выбору гражданина он предоставляется ему в аренду или в собственность бесплатно.
В отдельных случаях земельный участок может быть предоставлен за плату, если площадь такого земельного участка превышает 1 гектар.
Закон определяет особое правовое регулирование для предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда, который по истечении пяти лет со дня его предоставления может быть предоставлен только в аренду на срок до сорока девяти лет. И только по истечении десяти лет со дня заключения договора аренды земельного участка из состава земель лесного фонда такой участок может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно при условии предварительного перевода такого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий.
Согласно положениям Закона в договоре безвозмездного пользования земельным участком не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы гражданина, не связанные с предметом этого договора, а также какие-либо ограничения в использовании земельного участка, не предусмотренные рассматриваемым Законом.
В срок не позднее одного года со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданин направляет в уполномоченный орган уведомление о выбранных им виде или видах разрешенного использования такого земельного участка.
Закон предусматривает закрытый перечень случаев для отказа в предоставлении земельных участков, а также устанавливает основания для прекращения договора безвозмездного пользования земельными участками или права безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно Закону договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается в случае смерти гражданина и отсутствия наследников, а также в случае передачи гражданином земельного участка во владение или в пользование иностранному государству, международной организации, иностранному гражданину, лицу без гражданства, иностранному юридическому лицу или юридическому лицу, в уставном капитале которого имеется доля иностранного государства, международной организации, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства.
Для обеспечения условий для предоставления гражданам земельных участков Законом предлагается создание федеральной информационной системы, которая в том числе будет содержать информацию о порядке и об условиях предоставления гражданам земельных участков, о местоположении границ территорий, земель, зон, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование, и иную информацию.
Финансовое обеспечение создания указанной информационной системы будет осуществлено в пределах средств, предусмотренных Минвостокразвития России на обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", в связи с чем реализация Закона не потребует выделения дополнительных расходов из федерального бюджета.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Закон направлен на решение вопросов привлечения граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа, снижение оттока местного населения, ускорение социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.